Заброшенные крылья Ходынки: история аэродрома, ставшего кладбищем самолётов

Для всех, кто в своё время интересовался историей советской авиации, Ходынское поле с его самолётами было настоящей легендой, культовым местом притяжения.

От аэродрома до жилых кварталов

Сложно представить, глядя на современные жилые комплексы, торговые центры и модные заведения, что когда-то здесь кипела совсем другая жизнь. В советскую эпоху это место носило гордое имя — Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе.

Колыбель российской авиации

Это был один из старейших аэродромов страны. Его история началась в 1910 году с первых полётов, а уже в 1922 году отсюда стартовал первый международный перелёт, что стало знаковым событием.

С 1923 года аэродром имени Фрунзе начал обслуживать регулярные внутренние пассажирские рейсы, став важным узлом гражданской авиации.

Со временем инфраструктура развивалась: появилось здание аэровокзала, а для удобства пассажиров даже провели ветку метро. Станция, что логично, получила название «Аэропорт».

Конец эпохи и начало забвения

Эра воздушных ворот на Ходынке завершилась в 2003 году, когда отсюда поднялся в небо последний рейс. В том же году аэродром официально закрыли, и, как позже выяснилось, — навсегда.

На опустевшей взлётной полосе осталась брошенная авиационная техника, которая никому больше не была нужна.

Боевые и гражданские самолёты, вертолёты — всё это ржавело под открытым небом в ожидании своей участи. Часть машин, находившихся в относительно хорошем состоянии, позже отправилась в Музей техники Вадима Задорожного, обретя шанс на вторую жизнь.

Прогулка по «кладбищу» крылатых машин

Какое-то время попасть на эту территорию и побродить среди гигантов можно было совершенно свободно, чем мы и воспользовались.

Самолётов здесь стояло немало, но лайнеры гражданской авиации встречались крайне редко.

Абсолютное большинство составляли военные истребители и штурмовики — легендарные «МиГи», «Яки» и «Сухие». Во время нашего визита они выглядели ещё вполне сносно, но с каждым месяцем их состояние неумолимо ухудшалось под воздействием стихии и вандалов.

Люки и кабины многих самолётов были открыты, что давало уникальную возможность забраться внутрь, посидеть за штурвалом и на миг представить себя пилотом.

Хотя формально эту технику нельзя было назвать бесхозной, на определённом этапе она действительно стояла заброшенной, превратившись в настоящее «кладбище самолётов» — печальный памятник ушедшей эпохе.

Многое отсюда, к сожалению, отправилось под пресс и на переплавку. Но не всё. Некоторым крылатым машинам всё же удалось уцелеть и найти своё место в музеях.

Эпилог и совет

На этом наша виртуальная экскурсия подходит к концу. Если хотите увидеть уцелевшие экспонаты с ходынского пустыря и другие интересные образцы советской авиации, рекомендую отправиться в музейный комплекс в Кубинке. Там собрана отличная коллекция военной техники под открытым небом. Однозначно стоит посетить!

Следите за нашими новыми историями там, где вам удобнее — в Instagram, ВКонтакте или на YouTube! Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"