Подземная узкоколейка: забытая железная дорога в дренажных штольнях Нижнего Новгорода

Здравствуйте. А вы когда-нибудь задумывались, что под землей, помимо привычного метро, могут скрываться и другие железные дороги? Пусть они и меньше по размерам, но это полноценные рельсовые пути. Порой такие подземные артерии оказываются гораздо старше самого метрополитена, как, например, в Нижнем Новгороде.

Я уже рассказывал вам о подземных лабиринтах Нижнего Новгорода — заброшенных дренажных штольнях. Их прокладывали в толще гор вручную, и над каждой обычно трудились двое рабочих. Первые и самые значительные штольни появились здесь еще во времена Российской Империи. Их главной задачей было защитить железнодорожные пути Ромодановского вокзала и само полотно дороги, которых сегодня уже не существует.

Эти подземные галереи служили для отвода грунтовых вод из склонов, предотвращая размыв и обрушение породы на пути старинной магистрали. Штольни пролегали как на уровне железной дороги, так и глубоко под ней. Именно в эти исторические тоннели я и отправился на днях.

Заброшенные штольни неизменно притягивают меня своей особой, суровой красотой. Это удивительное зрелище создает кальцит, который, под воздействием обильных грунтовых вод, покрывает стены и своды причудливыми наплывами и сталактитами.

Неожиданная находка: рельсы в темноте

Продвигаясь дальше по сырому тоннелю, я сделал неожиданное открытие: прямо на полу штольни лежали пути узкоколейной железной дороги. По этой миниатюрной колее когда-то курсировала вагонетка — она доставляла в забой строительные материалы и вывозила наружу выбранный грунт.

Эта узкоколейка оказалась весьма необычной. Классические рельсы на некоторых участках сменялись массивными стальными уголками, которые, видимо, использовались в качестве импровизированных направляющих.

Сейчас уже сложно сказать, почему строители пошли на такую замену — то ли из-за дефицита материалов, то ли это было временное решение. Но сегодня это выглядит крайне интересно и добавляет находке особый шарм рукотворного артефакта.

Тупик истории

К сожалению, эти рельсы ведут не в какую-нибудь секретную лабораторию, а в обычный забутованный тупик, который за долгие годы уже успел частично обрушиться.

Буду рад вашим отзывам и письмам на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.