Заброшенный атомный маяк «Весло»: уникальная экспедиция на край Кунашира

Мне удалось побывать в одном из самых труднодоступных и малоизвестных мест Дальнего Востока — на автоматическом атомном маяке «Весло». Он расположен на самой южной оконечности острова Кунашир, на полуострове Весловский, всего в десяти морских милях от Японии. С этого места в ясную погоду можно буквально увидеть соседнюю страну.

Забытый собрат «Анивы»

Когда заходит речь об атомных маяках, многие сразу вспоминают знаменитую «Аниву». Однако на Курилах существовал и другой маяк, изначально построенный как атомный, с радиоизотопными источниками энергии. В отличие от «Анивы», которая была переоборудована, «Весло» с самого начала проектировался под использование этой технологии.

Перед поездкой я долго искал информацию в сети, но обнаружил лишь несколько снимков, сделанных издалека. Поэтому наш подробный фотоотчёт, который я хочу вам представить, можно считать в определённой степени уникальным.

Дорога к маяку лежала через сильно заболоченную местность. Полуостров Весловский — это, по сути, огромная песчаная коса длиной около 12 километров, густо заросшая травой. Она формировалась на протяжении двух тысячелетий, намываясь грунтом, который размывался с северных берегов Кунашира, и постепенно «двигалась» в сторону Японии.

История с географией

Своё современное название полуостров получил из-за формы, напоминающей лопасть весла. А пролив Измены и одноимённый залив с западной стороны хранят память о драматическом событии. В 1811 году гидрографическое судно «Диана» под командованием капитан-лейтенанта В.М. Головнина проводило опись этих мест. Местный японский управитель пригласил моряков к себе. Головнин с двумя офицерами и четырьмя матросами сошли на берег и были немедленно схвачены. Их обвинили в нарушении принципа «сакоку» (политики самоизоляции Японии) и отправили в тюрьму на Хоккайдо. Только спустя более двух лет моряков удалось освободить. Сразу после этого инцидента пролив и получил своё говорящее название.

Постепенно мы приблизились к главной цели нашего путешествия — маяку, одиноко стоящему среди бескрайних болот, над которыми пролетала огромная стая уток. Сооружение установили в 350 метрах от берега на высоте всего 2 метра над уровнем моря. Его задача была обеспечивать безопасное судоходство в проливе Измены, на морской границе с Японией, и в Южно-Курильском проливе.

Согласно международным документам, изданным Великобританией, маяк имеет номер «М 8060». В российской книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» он значится под № 2451.

От японского предшественника к советскому маяку

История навигационного пункта в этом месте началась ещё в 1892 году, когда японцы построили временный маяк «Керамуи–Саки». Это была восьмигранная деревянная пирамидальная башня высотой около 12 метров, окрашенная в чёрно-белые горизонтальные полосы. Она стала самым старым деревянным маяком на российском Дальнем Востоке. При маяке жила команда смотрителей, а жилые постройки соединялись с башней крытыми переходами. Удивительно, но эта «временная» конструкция простояла 86 лет, до 1978 года, когда окончательно обветшала.

На этой старой фотографии из группы в «Одноклассниках», где общаются служившие здесь, на заднем плане ещё видна неразобранная башня того самого японского маяка.

На башне был установлен френелевский светооптический аппарат 5-го разряда. Он излучал белый проблесковый огонь силой в 1500 свечей с периодом вращения 15 секунд и дальностью видимости 12 миль. В 1927 году силу света увеличили до 9000 свечей. Прямо на башне также висел 180-килограммовый колокол, в который во время тумана били каждые 5 секунд. Этот колокол сохранился до наших дней — в 1976 году его перевезли на маяк Крильон.

После Второй мировой войны маяк продолжил работу уже под советским управлением. 1 февраля 1949 года он получил своё нынешнее название — «Весло». В 1951 году изменились характеристики огня: свет длился 2 секунды, темнота — 5 секунд, а период вращения составил 7 секунд. При этом дальность видимости уменьшили до 6 миль.

Рождение атомного маяка

В 1977 году началось строительство нового, типового автоматического маяка «Весло». За лето успели возвести монолитную железобетонную башню на высоту 6 метров из запланированных 17, после чего работы заморозили на два года.

Всё это время навигацию обеспечивал временный сигнальный огонь, установленный на старой антенной мачте. В 1979 году мачта рухнула от ветхости, и вместо неё поставили временный деревянный светящий знак высотой 5 метров. В том же году на мыс доставили радиоизотопное энергетическое устройство «ИЭУ-2», от которого и запитали этот временный огонь. Так маяк впервые стал «атомным».

Рядом с маяком валяется сгнившая и обвалившаяся крыша от световой камеры оптического устройства. Обычно такие элементы изготавливали из цветных металлов, но здесь, почему-то, использовали железо, которое быстро пришло в негодность.

В 1980 году строительство возобновили, и 12 октября 1981 года новый маяк был официально сдан в эксплуатацию.

Сооружение представляло собой восьмигранную пятиэтажную призматическую башню высотой 12 метров, установленную на четырёхгранном пятиметровом цоколе. Все выходы наружу были оснащены массивными военными гермодверями и гермолюками, характерными для заглублённых объектов. Такое решение — большая редкость для маяков.

Скорее всего, эти двери должны были защитить внутренние помещения в случае цунами. Мы также предположили, что они могли служить дополнительной защитой окружающей среды на случай повреждения радиоизотопного источника питания. Этот момент пока не до конца ясен — возможно, кто-то из читателей, участвовавших в строительстве, сможет прояснить ситуацию.

Зайдём внутрь через бывший главный вход, где гостеприимно распахнута одна из гермодверей.

Внутри башни: от атома к солнцу

С момента постройки новой башни электропитание обеспечивалось радиоизотопным устройством «ИЭУ-2», а с 1990 года — двумя устройствами «Бета-М». Однако в 2000-х годах на маяке установили солнечные батареи, и питание стало осуществляться от аккумуляторов.

В помещениях сохранились и более старые модели аккумуляторов.

Здесь стоит какой-то очень подозрительный блок, вероятно, от преобразователя. Скорее всего, он имел отношение к тем самым радиоизотопным термоэлектрическим генераторам (РИТЭГ), которые когда-то питали маяк.

Внутри башни не было привычных для маяков изящных винтовых лестниц, что, конечно, лишает интерьер определённой эстетики.

В средней части башни находилось утеплённое помещение для редких наведывающихся сюда обслуживающих команд.

Башню также оснастили радиомаяком «АНРМ-25», который позже заменили на более современный «Агат-3». Он работал непрерывно на частоте 306,5 кГц с дальностью действия 25 миль.

Фидерный ввод антенны.

И вот мы поднимаемся на самый верх башни.

В бывшую, ныне развалившуюся, световую камеру ведёт гермолюк.

Наверху был смонтирован светооптический аппарат «ЭМ-300». Характеристики интервала света остались прежними, но дальность увеличили до 10 миль, а огонь стал не проблесковым, а круговым. В 2002 году старый аппарат заменили на «ЭМ-200», снизив дальность на одну милю.

Антенна радиомаяка.

Сами панели солнечных батарей.

Испытания и закат

В начале октября 1994 года сильное землетрясение привело к образованию трещин в фундаменте, стенах и перекрытиях. Несмотря на повреждения, маяк не прекратил свою работу.

А вот такой вид открывается с него на окружающие болота. Береговая линия здесь постоянно меняется, и болота то и дело отрезают проход к маяку. Немногие энтузиасты, пытавшиеся добраться сюда летом, сталкивались с необходимостью преодолевать холодную воду и часто отступали. Кстати, снежные горы вдали — это уже Япония, остров Хоккайдо.

Несколько лет назад солнечные батареи и аккумуляторы окончательно вышли из строя. С тех пор маяк больше не работает, его огни погасли.

У бывших построек одного из постов технического наблюдения местной погранзаставы теперь пасутся коровы.

Фундаментные блоки от бывшей антенной мачты.

А это гермодверь на втором входе в маячную башню.

Вдали видны руины поста технического наблюдения (ПТН) «Весло» с дизельной станцией. О них мы расскажем подробнее в отдельном посте.

На входе в пристройку с метеорологическим оборудованием теперь лежит рама от ещё одной гермодвери.

Сама гермодверь валяется неподалёку.

В самой пристройке сохранился лишь фундамент. На этом наша экспедиция подошла к концу.

Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших путешествиях!