Вид на станцию: 3-й и 4-й энергоблоки
Наш путь начался в Припяти. До пятого энергоблока — всего десять километров, которые мы преодолели пешком примерно за три часа. Шли по центральной дороге, и, к нашему удивлению, ночь выдалась необычайно тихой. Машин не было совсем, поэтому не приходилось экстренно падать в кювет или прятаться от фар. Около половины четвертого утра мы подошли к самому блоку. Темнота была кромешной, мы двигались без фонарей, прислушиваясь к лаю собак вокруг. Главной мыслью было: лишь бы не проснулась охрана. Проникнув внутрь недостроенного здания, решили переждать до рассвета. Достали дозиметр — и просто обомлели от показаний. Оказалось, пятый энергоблок на момент катастрофы был готов лишь на 80%, многие стены отсутствовали, поэтому радиоактивная пыль и выбросы беспрепятственно осели внутри. Позже, для консервации, его обшили металлической изоляцией, но фон внутри остался значительным.
Столовая и административно-бытовой корпус №1
С тяжелыми рюкзаками мы выбрались на крышу реакторного зала и оставили их под единственным относительно чистым деревцем, которое уже успело прорасти прямо на бетоне. На саму верхнюю точку блока вели узкая и шаткая лестница. Поднявшись, у нас оставалось минут тридцать до восхода. Мы просто ходили по крыше, завороженно глядя на открывающиеся вокруг виды. Эти снимки сделаны на телеобъектив 55-210 мм. Сам блок и его ближайшие окрестности я покажу в отдельном посте. Расстояние до станции — 980 метров.
Арка «Укрытия» и новая вентиляционная труба
Кто-то может возразить: «Но ведь старую трубу уже разобрали при строительстве нового саркофага!». Это правда, но не вся. По проекту нового безопасного конфайнмента (НБК) предполагался демонтаж старой вентиляционной трубы ВТ-2. Именно для её замены и построили новую, высоченную трубу, которая теперь вентилирует пространство под гигантской аркой.
Недостроенные градирни
Для охлаждения первых четырех реакторов был построен огромный пруд-охладитель. Однако для планируемых пятого и шестого блоков (фото как раз сделаны с крыши шестого) его мощности уже не хватило бы. Расширить или углубить водоем было невозможно — его южная граница упиралась уже в окраины города Чернобыль. Поэтому начали строить две градирни — гигантские башни для охлаждения воды. Первую успели возвести лишь наполовину, вторая так и осталась на стадии котлована. Этим исполинам мы посвятим отдельный материал на нашем канале.
Внизу, прямо под градирней, видна площадка ТМЦ — склад товарно-материальных ценностей.
Крупный план градирни
Вид на железнодорожный мост через реку Припять. По нему ежедневно курсируют электропоезда по маршруту Славутич — Семиходы, доставляя персонал ЧАЭС на работу и обратно в город-спутник Славутич.
Пруд-охладитель на рассвете
Солнце поднималось все выше, и от нагревающейся земли начал подниматься легкий пар.
Железнодорожный мост
Перед нами — портальный кран КП-640 грузоподъемностью 640 тонн. Такие гиганты использовались для подъема и установки реактора на монтажной площадке.
Тяжелый портальный кран
А это — территория хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2). Ходят слухи, что система физической защиты здесь даже надежнее, чем на самой станции. Существует любопытная традиция: после каждой операции по консервации топливных сборок (ТВЭЛов) начальник хранилища символически пьет воду из бассейнов-хранилищ, демонстрируя уверенность в безопасности процесса. Вода там действительно чистая, так как ТВЭЛы находятся в герметичных кассетах.
Хранилище отработанного топлива ХОЯТ-2
Вернемся к пруду-охладителю. Сейчас его постепенно осушают. Процесс разделен на два этапа. Первый — создание малого водоема. Для этого перекроют дамбами подводящие и отводящие каналы, обеспечив постоянный уровень воды для текущих технологических нужд станции. Второй этап — полный вывод из эксплуатации самого большого водоема-охладителя.
Пруд-охладитель: вид сверху
Процесс осушения займет немало времени — не менее трех лет, а возможно, и больше. Природа должна адаптироваться постепенно: с уменьшением объема воды должно сократиться и количество рыбы, и биомасса водорослей в водоеме.
Еще один ракурс пруда
Перед вами — цех укрупненной сборки металлоконструкций для реактора. Детали реактора поставлялись отдельными блоками, которые затем собирались и сваривались на специальной монтажной площадке. Укрупнение проводилось не в главном корпусе, а в оборудованных цехах-«тепляках», где работали краны грузоподъемностью до 700 тонн. Эта работа велась параллельно со строительством основного здания и завершалась как раз к готовности центрального зала энергоблока.
Цех укрупненной сборки
А это — недостроенное хранилище жидких и твердых радиоактивных отходов (ХЖТО). Говорят, что в его помещениях уровень радиации достигает 5000 бета-распадов в секунду на квадратный сантиметр с полуметровой высоты. Лезть туда крайне опасно не только из-за фона, но и из-за сложной планировки с множеством помещений и глубокими бассейнами, затопленными радиоактивной водой. Именно сюда в первые годы после аварии свозили наиболее опасные отходы с четвертого энергоблока.
Хранилище жидких и твердых отходов (ХЖТО)
Башенный кран
Мы провели на крыше пятого блока уже слишком много времени. Радиационный фон здесь весьма ощутимый, и мой дозиметр порой просто сходил с ума, зашкаливая. Чтобы не разжигать очередные споры о допустимых дозах, я не буду приводить конкретные цифры. Делаем последние кадры и спускаемся вниз, чтобы осмотреть сам блок изнутри. Об этом — в отдельном репортаже на нашем канале.
Панорама с крыши 5-го энергоблока: вид на градирню
На этом наш сегодняшний рассказ завершен. Спасибо, что были с нами.
Отдельная благодарность Максиму Майорову за предоставленные уникальные фотоматериалы специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны заброшенные объекты, техногенные гиганты и история, подписывайся на наш канал и следи за новыми экспедициями.
