Мне хочется рассказать об одном интересном объекте, с которым я недавно познакомился. Речь пойдёт о военных частях, которые зачастую располагаются в таких глухих местах, что о централизованном электроснабжении там можно только мечтать. Их жизнедеятельность полностью зависит от надёжного источника энергии.
Именно для таких объектов когда-то и возводились мощные дизель-генераторные станции, которые становились для гарнизонов единственным источником света и тепла. Со временем ситуация менялась: к некоторым из этих частей всё же подводили линии электропередачи. Но старые дизельные станции не отправляли на покой — они переходили на почётную роль резервных источников, готовых в любой момент взять на себя нагрузку, если основная сеть даст сбой.
Сегодня я поделюсь впечатлениями от посещения как раз такой станции. Её сердце — четыре судовых дизеля модели ДГ 315-1А. В случае любой внештатной ситуации эта четвёрка способна обеспечить электроэнергией целый военный гарнизон, не оставив его в темноте.
Вот так выглядит здание станции снаружи — солидное и основательное сооружение.
Сразу бросаются в глаза четыре массивные выхлопные трубы, торчащие из стены. Каждая — от своего дизеля, это своеобразная визитная карточка объекта.
Давайте зайдём внутрь и посмотрим на всё вблизи.
Внутри царит атмосфера постоянной готовности. По регламенту, как минимум два двигателя из четырёх всегда находятся в «горячем» резерве — их можно запустить буквально в течение минуты. Ещё один стоит в «холодном» резерве, а четвёртый, как выяснилось, на момент моего визита проходил плановое обслуживание.
Вот он, тот самый агрегат, разобранный для ремонта. Видно, что технику здесь содержат в порядке.
Мощность каждого генератора, работающего в паре с дизелем, составляет 315 кВт. По шильдикам видно, что сами двигатели были выпущены ещё в середине 2000-х годов, но выглядят они очень даже бодро.
Эти дизели — настоящие «рабочие лошадки» и, можно сказать, любимцы военных энергетиков. Такие же модели можно встретить на аналогичных объектах по всей нашей стране, от Калининграда до Камчатки. Проверенная, надёжная и понятная в обслуживании техника.
Системы обеспечения
Отдельного внимания заслуживают системы охлаждения двигателей — без них работа такой мощной техники была бы невозможна.
Рядом в бочках, судя по всему, хранятся стратегические запасы моторного масла — всё для того, чтобы в случае необходимости работа не встала из-за мелочей.
Центр управления и инфраструктура
«Мозг» станции — главный распределительный щит — вынесен в отдельное помещение. Здесь происходит управление нагрузкой и контролируются все параметры.
Для текущего ремонта и обслуживания на станции есть своя мастерская, укомплектованная необходимым инструментом.
Также на территории я заметил несколько агрегатов, назначение которых сходу определить не удалось — видимо, это часть вспомогательного оборудования.
Историческое наследие: градирни
Особенно впечатлила старая система охлаждения. Оказывается, раньше для отвода тепла от работающих дизелей использовались градирни, которые были смонтированы в отдельно стоящем здании.
И что удивительно — на четыре двигателя приходилось целых десять градирен! Это говорит о том, с каким запасом надёжности проектировались такие объекты в прошлом.
Ну и куда же без топлива? Для бесперебойной работы такого хозяйства, конечно, необходимы солидные запасы солярки, которые здесь также имеются в полном объёме.
На этом мой рассказ подходит к концу. Спасибо, что были со мной в этом небольшом путешествии на резервную дизель-электростанцию. До новых встреч!
