Представьте себе: поднимаешься на второй этаж огромного промышленного цеха, ожидая увидеть станки или печи, а перед тобой — разобранный и давно брошенный бульдозер, который словно застыл во времени. Именно такая неожиданная картина открылась мне в этом месте.
Сегодня я хочу рассказать о цехе поистине гигантских масштабов — настолько большом, что внутри свободно могла работать тяжелая строительная техника. Основные производственные мощности были сосредоточены как раз на этом втором уровне, но архитектура здания включала в себя и множество других ярусов, уходящих даже под землю.
Технические уровни и вентиляция
Самый верхний ярус был сугубо техническим: узкие переходные мостки, опоясывающие весь цех. Они служили для обслуживания кран-балок, проведения осмотров и доступа крановщиков к своим рабочим местам высоко под потолком.
На крыше в нескольких точках располагался еще один уровень — целое помещение из легких конструкций, размером с небольшой цех. Оно было построено специально для системы общей вентиляции. Учитывая, что здесь велась обработка металла, вопрос чистого воздуха и отвода вредных примесей был критически важен для безопасности труда.
Основной производственный этаж
Давайте спустимся на главный уровень, где когда-то кипела жизнь: плавился металл, шел прокат и штамповка. Сегодня восстановить полную технологическую цепочку уже невозможно. От могущественных печей, плавилен и мощных прессов не осталось и следа. Даже характерная металлическая плитка, которой был выстлан пол, давно снята и вывезена.
В углу цеха, словно забытые всеми, стоят несколько станков. Их не смогли продать во время распродажи заводского имущества. Возможно, они настолько устарели, что теперь годны только на металлолом? Хотя, если честно, я в этом сомневаюсь. Подтверждением тому служит находка в заброшенном бомбоубежище по соседству — там обнаружили законсервированные станки, что говорит: не все агрегаты были обречены на утилизацию.
Брошенная техника и инфраструктура
Судьба тяжелой техники оказалась не менее печальной. О бульдозере я уже упоминал — он точно никуда уже не поедет. Рядом навечно замер грузовик: двигатель с него сняли, а кузов оставили медленно ржаветь в полумраке цеха.
В свое время здесь активно использовали рельсовый транспорт. К заводу была подведена железнодорожная ветка, и составы могли заходить прямо в производственные помещения для погрузки и разгрузки.
О былом величии этого металлургического гиганта теперь напоминают лишь потрепанные временем таблички. Когда-то в этих стенах трудились тысячи человек, а сегодня лишь небольшие группы рабочих разбирают его на части.
Производство здесь было полного цикла: от переработки сырья до выпуска готовых деталей. В этом конкретном цехе занимались первичной обработкой металла.
Подземный мир и печальный финал
Под всем цехом раскинулась целая сеть подземных тоннелей и ходов. Сырье подавалось по подземным транспортерам, там же проходили кабельные коллекторы, образуя скрытую от глаз инфраструктурную паутину.
История этого предприятия закончилась грустно. Основной завод был признан банкротом еще в 2008 году, а позже переоформлен в «Концерн Калашников». Ирония судьбы в том, что эта площадка была самой новой и современной, но закрыли ее одной из первых.
Сегодня часть помещений сдается в аренду, но большая территория по-прежнему пребывает в запустении. Однако время не стоит на месте. Скоро все эти пространства, вероятно, переоборудуют под склады, мелкие цеха или офисы. Уже сейчас попасть сюда может практически любой — территория условно свободна.
Фотографии и текст для NordSkif & Co — резидент Дмитрий "Oesolod"
