Кладбища бывают разные: старые и современные, индейские и еврейские, для людей и для домашних животных.
Но ещё есть так называемые «кладбища цивилизации». И сегодня речь пойдет о достаточной крупном по меркам центральной России кладбище кораблей, что когда-то было ремонтно-эксплуатационной базой флота.
Судно находится на суше лишь в трёх случаях:
- Судно только что сделали и собираются спустить на воду.
- Судно проходит процесс ремонта и восстановления.
- Судно вытаскивают на землю с целью последующего демонтажа и окончательного распила.
Бывают, конечно, редкие исключения, например, когда судно ставят на постамент как памятник или превращает в ресторан, но это частные, единичные случаи.
Место, о котором я сегодня рассказываю становится последним пристанищем для многих судов, как больших, так и малых.
Некоторые из теплоходов добираются до доков своим ходом, остальные приходя на буксире. Здесь их осматривают, и решают, что делать дальше. Если восстановление и ремонт оказываются нецелесообразным, то снимают всё самое ценное, а остальное в утиль.
Многие советские корабли уже отработали свой срок поэтому у данной базы нет проблем с поставками. Даже наоборот, некоторые судна стоит тут десятками лет словно заброшенные и ждут своей участи.
Это конечно не самые большие лайнеры, но тем не менее видеть такую махину на суше довольно странно.
Когда такой корабль плывет по реке, почти 1/3 его скрыта под водой и поэтому он, кажется, меньше. А когда вся эта махина возвышается над тобой, то и впечатление о размерах судна совсем другое.
Помимо старых пассажирских судов на базе есть также грузовые баржи и толкачи. Множество из них просто пришвартованы в бухте, в ожидании своей дальнейшей судьбы.
Я не могу представить, сколько весит этот корабль, но мне не кажется сильно надежным его система хранения.
Они поставили его на деревяшки! Это как поставить свой москвич в гараже на полено, пока меняешь колеса.
На остатки одного из кораблей мне удалось даже подняться. Это был круизный теплоход. С него уже успели спилить большую часть и остались лишь нижние палубы. Верхние же были пассажирские: тут размещались каюты и была зона отдыха.
Внизу же находилось сердце корабля — силовая установка. Двигатели покинули корабль самыми первыми и осталась лишь система управления всем этим.
Вот так выглядит этот отсек сверху. Конечно, он не всегда был таким, раньше сверху располагались другие палубы и все было прикрыто. Но для того, чтобы двигатели могли достать, пришлось проделать дыру в палубе.
Соседний корабль был более целый, но менее доступный. На базе озаботились тем, чтоб посторонние не смогли поднять на судна ожидающие распила.
Сделано это даже не против таких как мы, интересующихся что да как, а против людей жаждущих наживы и которые тащат всё что не приколочено.
Ну а рядом с кладбищем кораблей есть вполне себе действующие шлюзы. По которым еще плавающие кораблики могут преодолеть разницу уровней между нижним течением реки, и уровнем водохранилища.
Вся эта индустрия выглядит очень внушительна и впечатляюще. В летнее время можно с любопытством наблюдать за работой шлюзов, а рядом в тени высоких деревьев, будет происходить распил советского наследия.
Фотографии и текст для NordSkif & Co — резидент Дмитрий "Oesolod"