Ту-134 на полигоне МЧС в Уфе: история самолёта-тренажёра

Если вы когда-нибудь ехали по Бирскому тракту в Уфе, то наверняка замечали необычное зрелище — остов пассажирского самолёта Ту-134, стоящий прямо у дороги. Это не заброшенный лайнер, а часть специального полигона МЧС, где спасатели отрабатывают действия при авиационных происшествиях. Мне удалось побывать на этом объекте, осмотреть самолёт и восстановить его историю — от первого взлёта до нынешней роли учебного макета.

С первого взгляда понятно, что здесь имитируется не просто брошенная техника, а именно аварийная ситуация. При ближайшем рассмотрении видны характерные повреждения: крылья частично разрушены, хвостовое оперение отсутствует, стёкла иллюминаторов выбиты, а салон сильно деформирован. Всё это создаёт реалистичные условия для тренировок — спасатели могут отрабатывать эвакуацию пассажиров, поисковые работы и ликвидацию последствий катастрофы в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Необычная достопримечательность

Посещение этого полигона стало частью моего знакомства с нестандартными местами Уфы. Сам по себе памятник самолёту — явление не редкое, по всей стране стоит немало бортов, увековеченных в металле. Но здесь совсем другой случай: полигон МЧС даёт возможность вблизи увидеть, как может выглядеть настоящая авиакатастрофа, и осознать масштабы возможных разрушений.

Вход на полигонВход на полигон

Территория полигона огорожена бетонным забором и, судя по всему, должна охраняться. Мы приехали туда в середине буднего дня, ожидая увидеть хотя бы сторожа. Однако на месте никого не оказалось — даже собаки не было. Ворота были открыты, и, не найдя никого, кто мог бы дать разрешение на осмотр, мы решили войти и осмотреть самолёт самостоятельно.

Остов самолёта стоит на площадке, которая уже успела зарасти кустарником. Создаётся впечатление, что тренировки здесь проводятся не слишком часто — природа постепенно отвоёвывает пространство.

Внутри самолёт совершенно пустой. Видимо, всё оборудование из кабины пилотов и пассажирского салона было демонтировано сразу после списания лайнера. Остался лишь металлический каркас, который теперь служит наглядным пособием для спасателей.

Сделав несколько фотографий, мы отправились дальше по нашему маршруту. Казалось бы, на этом история могла закончиться, но позже, разбирая снимки, я заметил одну важную деталь.

История борта

На одном из кадров чётко читался бортовой номер. Это позволило найти информацию о самолёте в базе данных сайта russianplanes.net и восстановить его биографию.

Этот Ту-134 был передан в эксплуатацию 27 июля 1976 года. Он относился к особой модификации — имел салон класса «Люкс», так как изначально предназначался для правительственных перевозок. Первые четыре года своей службы самолёт провёл в 235-м Отдельном Правительственном авиаотряде. В 1980 году, уступив место более современным моделям, он был передан в Челябинск, где летал до 1993 года, а затем перебазировался в Уфу.

На внутренних авиалиниях этот борт стал тружеником: он регулярно выполнял рейсы из Уфы в Москву — три раза в день по будням и дважды в выходные. Удивительно, но в интернете сохранились «живые» фотографии этого самолёта, сделанные в разные годы в аэропортах Уфы, Москвы и Ижевска.

Источник фотографий: https://russianplanes.net/sern/48490Источник фотографий: https://russianplanes.net/sern/48490Источник фотографий: https://russianplanes.net/sern/48490

Свой лётный ресурс самолёт выработал к 2008 году, налетав более 40 тысяч часов. Но его история на этом не закончилась. Вместо утилизации он получил вторую жизнь — теперь, в виде реалистичного макета на полигоне МЧС, он помогает спасателям отрабатывать навыки, которые в реальной ситуации могут спасти десятки жизней. Так что можно сказать, что эта «Тушка» до сих пор в строю, просто теперь её миссия — учить других. |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!