Пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка» — это, пожалуй, одно из самых секретных и опасных мест во всей Чернобыльской зоне отчуждения. Доступ сюда строго запрещён, это настоящее кладбище заражённой техники. Однако нам недавно удалось найти лазейку и попасть на территорию этого могильника, чтобы сделать небольшой фото- и видеорепортаж и своими глазами увидеть, что здесь осталось.
На снимке — путепрокладчик БАТ-М. Именно такие машины использовались для расчистки печально известного «Рыжего леса» и сноса наиболее загрязнённых радиацией построек.
Что такое ПЗРО «Буряковка»?
ПЗРО, или пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка», — это не просто свалка техники. Это огромная инженерная конструкция, включающая в себя множество глубоких траншей. В них навсегда погребены тысячи тонн смертельно опасных материалов: металлоконструкций, заражённого грунта, щебня и прочего мусора, который свозили сюда непосредственно из эпицентра катастрофы — из-под разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС.
На горизонте можно разглядеть очертания тех самых траншей «Буряковки».
Этот объект был спешно введён в эксплуатацию в самом начале 1987 года, чтобы хоть как-то систематизировать захоронение радиоактивных обломков. Его масштабы поражают: территория размером 1200 на 700 метров.
Техника, выставленная рядами на площадке «Буряковки».
Вся зона разделена на 30 траншей и специальную открытую площадку, где стоит техника, участвовавшая в ликвидации аварии. Согласно проекту, хранилище должно изолировать эту опасность как минимум на три столетия.
Этот автобус когда-то перевозил ликвидаторов, а теперь сам стал источником радиации.
Опасность под ногами
Фоновый уровень радиации здесь превышает допустимые нормы примерно в пять раз, но это лишь средний показатель. Если поднести дозиметр непосредственно к корпусу любой из машин, цифры могут подскочить до пугающих значений. Находиться здесь нужно с крайней осторожностью: ни в коем случае нельзя садиться на землю, пытаться залезть в кабину или трогать металлические поверхности. Задерживаться надолго тоже очень рискованно.
Бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ), работавшие в непосредственной близости от аварийного блока.
Легенды «Буряковки»
На территории могильника покоятся самые знаковые машины эпохи ликвидации. Одна из главных реликвий — легендарный робот, которого многие узнают по архивным кадрам. Если вы интересовались историей аварии, то наверняка видели этого «Джокера»:
Робот «Joker» («Джокер»), так и не выполнивший свою миссию.
«Джокер» был создан по заказу СССР немецкими инженерами. Задача была ясна: получить машину, способную работать в самых «горячих» точках станции, чтобы сократить до минимума время пребывания там людей. Этого робота готовили для работы на точке «М» (известной также как «Маша»), где уровень радиации достигал чудовищных 15 000 рентген в час. Для человека такая доза смертельна — достаточно 15 минут облучения, чтобы получить тяжёлую лучевую болезнь с высокой вероятностью летального исхода. К сожалению, «Джокер» вышел из строя, проработав всего несколько минут. Он буквально «сгорел» от радиации. Как выяснилось позже, при оформлении технического задания кто-то сильно занизил реальные уровни радиации на крыше, поэтому электроника робота не была рассчитана на такие запредельные условия.
Пожарная машина — ещё один немой свидетель тех трагических событий.
Кроме роботов и машин, на «Буряковке» можно найти обломки легендарных военных вертолётов. Именно они выполняли самые рискованные задачи: сбрасывали материалы для тушения и охлаждения реактора, проводили дезактивацию с воздуха и вели разведку над самой станцией.
Останки вертолёта, участвовавшего в ликвидации.
Нам удалось не только запечатлеть это место на фотографиях, но и снять короткое видео, чтобы передать атмосферу этого уникального и мрачного памятника эпохе ликвидации.
