Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Здравствуйте. Заброшенная Россия – это ни только различные наземные объекты, но и множество подземных объектов. Если вы думаете, что заброшенная и забытая Россия, это только деревни, поселки, заводы и бункеры, которые превратились в убежище для бездомных, после того, как с них спилили гермо-двери на металл, вы ошибаетесь.

Под ногами каждого человека, живущего в крупном городе находиться своя подземная Россия, которую обычный человек просто не замечает и в большинстве случаев даже не увидит. Под вашими ногами могут быть, заброшенные станции метро, бункеры, секретные объекты, да и простые дренажно-штольневые системы. Но простые они только на вид.

На днях я совершил небольшое путешествие по штольням Нижнего Новгорода. И начал, пожалуй, с одной из легендарный штолен, которая входа в систему дореволюционных штолен. Да и сама дорога до данной штольни, это уже легенда, так как путь частично будет проходить по исчезнувшей железной дороге, которая вела от исчезнувшего Ромодановского ЖД вокзала.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Часть пути удалось проехать на машине, мимо вот такого уличного искусства, оставляя пока с левой стороны призрачную железную дорогу Ромоданского вокзала.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
фото с fotostarina.ru

Историческая справка:

Ромода́новский вокза́л (Каза́нский вокзал) — бывший вокзал Нижнего Новгорода, просуществовавший до 1974 года. Начало возведения — 1900 год. Окончание — 1904.
Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
фото с polarlightwolf.livejournal.com/70655.html
Изначально вокзал был назван в честь посёлка Ромоданово в Мордовии. Это — название-атропоним, произведённое от фамилии князей Ромодановских, которые были владельцами села. В 30-е годы XX века вокзал был дважды переименован. Сначала в Арзамасский, затем, в середине XX века был переименован в Казанский, после того, как поезда стали отправляться до Казани.
До 1945 года вокзал относился к Московско-Казанской железной дороге, после этого был передан в ведение Горьковской железной дороги.
Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
ЖД пути Ромодановского вокзала - Советское время. Фото с polarlightwolf.livejournal.com/70655.html
Железнодорожные пути располагались в опасной горной местности, где часто случались оползни. Для их предотвращения были пробиты дренажные штольни для водоотведения. Работы были выполнены вручную, а длина самой глубокой штольни составила 1,5 километра. (инфа с Википедии)
Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
фото с https://polarlightwolf.livejournal.com/70655.html

Далее ехать на легковой машине просто уже не представлялось возможным и мы пошли с другом пешком.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Часть пути удалось пройти именно по тому месту, где когда-то шли паровозы.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

И вот мы подходим к стене из известняка, которая служит противооползневой защитой склона.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Именно рядом с данной стеной раньше и шли пути, благо сохранилась старинная фотография данного места.

На протяжении всего пути железной дороги были системы штолен, они были необходимым условием её существования. За данные штольни отвечала ГЖД и на данном участи пути, который находится на горе, штолен было 39 штук (участок Мыза- Казанский вокзал).

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
часть стены размыло и теперь тут водопад

Все данные штольни пробивались вручную обычными рабочими, которыми командовал унтер-офицера Хованский - военный специалист царской армии. Проект системы кооптажных штолен(кооптаж-объединение мелких подземных ручейков в один ручей) этого участка Московско-Казанской ж/д мела серебряную медаль Всемирной выставки в Париже.

Но в то время уже был план сделать большой туннель вглубь самого склона, с выходом с другой стороны на месте Анкудиновсого сада. По затратам данный проект был равен осуществлённому проекту – пути по склону у Оки.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Итак, вот он вход, мы дошли, вот он вход в заброшенную дореволюционную штольню. Пару минут, сапоги одеты, фонарь на голове, и я полез внутрь штольни. Преодолев небольшую насыпь почти в самом начале штольни я начал высвечивать пространство.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Передать словами атмосферу, когда ты находишься под землей простыми словами почти не реально. Нужно просто быть там и чувствовать.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом
Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Вот такой вот свод над завалом, на котором я собственно и сижу на фото, ну а дальше…

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Дальше именно то, что я не хотел ожидать, но предполагал увидеть, я увидел завал. Конечно было печально, что дальше идти не было возможности. Но данный случай обычный для старинных штолен, за которыми никто не следит и не обслуживает.

Один в дореволюционной штольне \ Десятки метров над головой и сотня лет в прошлом

Во всяком случаи – это была моя первая вылазка в штольню, путь и короткая, но знакомство со штольней уже есть, представление имеется. В этот день мы посетили еще одну штольню, которую удалось обследовать гораздо лучше, но это уже другая история.

Буду так же рад видеть ваши письма на почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подписывайтесь на канал Уйду в лес, чтобы не пропустить новые публикации.