Заброшенная узкоколейка в горах Закавказья: исследование забытой промышленной артерии

Среди лесистых склонов Закавказских гор, словно забытые артерии, тянутся ржавые рельсы узкоколейной железной дороги. Эти места испещрены десятками шахт, штолен и тоннелей — одни до сих пор работают, другие же давно покинуты и поглощены временем.

В этот раз мы с друзьями решили отправиться в небольшое приключение и пройти по участку заброшенной железной дороги, которая когда-то связывала горные выработки с обогатительным комбинатом.

Начало пути: старый мост и первый тоннель

Наше путешествие начинается у старого, обветшавшего железнодорожного моста. Рельсы почти сразу уходят в темное горло тоннеля, скрываясь в недрах горы.

Тоннель был построен в 1966 году — об этом свидетельствует надпись на облицовочной плитке над входом.

Лишь первые метры тоннеля имеют бетонную облицовку, дальше — только голая порода, рельсы и вязкая ржавая жижа, которая так и норовит засосать наши ботинки.

Следы былой деятельности

Первый тоннель заканчивается через пару сотен метров, и дорога продолжается всё той же узкоколейкой. Вдоль путей лежат ржавые, заброшенные мотовозы и вагонетки — немые свидетели прошлой активности.

Этот металлолом мало кого интересует — спускать его с труднодоступных горных склонов слишком сложно и невыгодно.

Немного дальше мы находим развилку с механизмом, который, судя по всему, использовался для опрокидывания вагонеток.

Здесь, с обрыва, сгружали так называемую «пустую» породу.

Дорога, поглощаемая природой

Заброшенная железная дорога продолжает виться вдоль склонов, периодически ныряя в новые тоннели.

Вдоль рельсов тянется дренажная труба, но насосы давно не работают, и тоннели постепенно заполняются водой и жидкой грязью.

Хотя некоторые участки, к нашему удивлению, остаются относительно сухими.

А вот так выглядят окружающие нас пейзажи. Раннюю весну в Закавказье по фотографиям не так-то просто отличить от поздней осени, тем более что погода в те дни стояла по-настоящему осенняя — пасмурная и прохладная.

Постепенно железная дорога зарастает всё сильнее: рельсы порой сложно разглядеть под слоем грязи и осыпавшейся листвы.

Дренажная труба тоже дальше не продолжается.

Конец пути

В итоге тоннель упирается в глубокую трясину из воды и глины, идти дальше становится не только трудно, но и опасно.

Впрочем, продолжать и не нужно: согласно нашим картам, через пару километров эта заброшенная железнодорожная ветка заканчивается у действующей горно-обогатительной фабрики.

Вот такая получилась небольшая экспедиция по старой узкоколейке. Надеюсь, вам было интересно вместе с нами пройти этот путь.

Комментарий под записью, лайк и подписка на
наш канал или группу Вконтакте— это лучшая помощь! Спасибо, будем рады видеть Вас снова!