Где-то в глубине дальневосточных гор скрывается уникальный скальный объект, построенный ещё в довоенные годы. Изначально он создавался для особых целей, сочетая в себе защищённую дизельную электростанцию, трансформаторную подстанцию, аварийный гидроузел и убежище для персонала. Сегодня он утратил свой секретный статус и перешёл на гражданское обслуживание, но о его существовании знают лишь немногие энтузиасты.
Мне невероятно повезло попасть сюда, и я благодарен знакомому, который работает на этом объекте и согласился стать нашим гидом. Сооружение до сих пор функционирует и находится под присмотром, хотя его ведомственная принадлежность остаётся за кадром.
Наше путешествие началось через аварийный выход с массивной довоенной гермодверью, которая вела в старую горную выработку. Внутри горел свет, создавая атмосферу таинственности.
Мы двинулись вглубь горы, идя вдоль труб и слушая истории нашего проводника. Это место не было похоже ни на рудник, ни на обычное убежище — оно казалось совершенно особенным.
Впереди показалась дверь, а вокруг неё горную породу начал сменять бетон.
Дальше стало ещё интереснее. Мы оказались в полноценном коридоре, где трубы уходили в стену, а мы продолжали углубляться в объект.
Коридор привёл нас к гермодвери, за которой находилась небольшая вентиляционная камера, а за ней — ещё одна старая гермодверь.
Когда работник открыл её, мы замерли в изумлении.
Перед нами был просторный зал с ярким освещением, где стояли мощные насосы. Над ними располагались швеллеры с ручными талями для обслуживания.
В зал выходили двери нескольких штолен, похожих на ту, по которой мы пришли.
Но этот зал был лишь небольшой частью огромного сооружения, и мы двинулись дальше, к переходу между блоками.
Мы вышли в большой зал, где до 1990-х годов стояли два огромных судовых дизель-генератора марки Atlas Imperial, поставленных по ленд-лизу из США.
В конце зала было два входа в ещё один блок, но сначала мы заглянули в боковое ответвление.
Раньше здесь находился умформер для преобразования тока и выход к стволу вентиляционной шахты.
Мы заглянули за гермодверь к стволу. Вверх уходила фурнель с выхлопными трубами дизелей, которые проходили в общем канале воздухозабора.
Наверху фурнели выхлопные трубы отсекались от общего канала.
Далее на вершину горы уходил ступенчатый ствол, который разделялся на два оголовка — выхлопа и воздухозабора. Общая глубина здесь составляла несколько десятков метров.
Теперь мы вернулись в зал и направились в ещё один блок.
Он разделён вдоль на две части и является действующей защищённой трансформаторной подстанцией. Именно благодаря ей сооружение до сих пор функционирует.
Основное оборудование здесь очень старое, марки General Electric, и было поставлено по ленд-лизу, как и дизеля.
В торце блока находилось помещение с переходом во вторую часть.
Она выглядела так.
Но и это ещё не всё.
Мы заглянули за старую дверь, которую не открывали уже очень давно.
За ней вверх уходил наклонный ход с лестницей.
Он привёл нас к помещению с баками для запаса топлива дизелей.
Это была высокая выработка, разделённая стенами на два бака. Справа и прямо виднелись стены этих ёмкостей, а вверх уходила лестница к смотровым люкам.
Мы спустились обратно.
И отправились в сторону главного входа в объект.
Мы прошли довольно длинный тоннель.
Перекрываемый двойными дверями, возле которых из стены выходили трубы.
И двинулись дальше к ещё одному блоку.
На повороте находились гермодвери входа в объект и воздуховыводы ещё одного блока.
У входных гермодверей была ещё одна небольшая дверь, ведущая в этот блок.
Это небольшой зал, где когда-то находилась вентиляционная установка.
А дальше шла коленчатая подходная потерна, ведущая к порталу главного входа в сооружение. На этом наша небольшая экскурсия подошла к концу.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч!
