К старому спецобъекту 30-х гг. по горным выработкам
Глубоко-глубоко в одной из гор Дальнего Востока есть непростой скальный спецобъект, теперь уже полностью гражданской направленности но очень необычного назначения.
Построенный ещё до войны и сочетавший в себе мощную защищённую дизельную электростанцию, защищённую трансформаторную подстанцию, аварийный гидроузел и убежище для личного состава. Ныне он уже не такой секретный и полностью перешёл в гражданское пользование. Но до сих пор о нём знают лишь некоторые глубоко увлечённые люди.
Конечно попасть сюда было большой удачей, в которой не обошлось без знакомства с одним из работников этого сооружения, за что ему большое спасибо. За объектом следят т.к. он выполняет некоторые функции в настоящее время но к какому ведомству он принадлежит мы говорить не будем.
Наш путь начинается через один из аварийных выходов со старой довоенной гермодверью, ведущий в старую горную выработку с рабочим освещением.И мы отправились вдоль труб в глубину горы, слушая рассказ нашего экскурсовода. Это не было похоже ни на рудник, ни на убежище, вообще ни на что.И вот вдали показалась какая-то дверь. У двери горную породу начал покрывать бетон.Далее стало ещё интереснее. Мы попали в полноценный готовый ходок На повороте ходка трубы уходят куда-то в стену, а мы двигались всё дальше.Ходок привёл нас к гермодверни в небольшую вентиляционную, с другой стороны которой была ещё одна старая гермодверь.Когда работник открыл нам её мы впали в ступор.Перед нами был вот такой зал с ярким освещением, в котором располагались здоровые насосы. Над ними проходили швеллеры с ручными талями для их обслуживания.В зал с разных сторон выходили двери штолен, подобных той, по которой мы пришли в объект.Но этот зал лишь небольшая часть большого сооружения и мы двинулись дальше к переходу между блоками.И выходим в большой зал, где до 90-х гг. было установлена два огромных судовых дизель-генератора марки Atlas Imperial, поставленных по лендлизу из США.В конце зала было два входа в ещё один блок, но сначала заглянем в боковое ответвление.Когда в сооружении ещё были дизеля, здесь находился умформер для преобразования тока и выход к стволу вентиляционной шахты.Заглянем за гермодверь к стволу. Вверх уходила фурнель с выхлопными трубами дизелей, проходящих в общем канале воздухозабора.Наверху фурнели выхлопные трубы отсекались от общего канала. Далее на вершину горы уходил ступенчатый ствол, где наверху разделялся на два оголовка выхлопа и воздухозабора. Общая глубина здесь несколько десятков метров.Теперь вернёмся в зал и пройдём в ещё один блок.Он разделён вдоль на две части и является действующей защищённой трансформаторной подстанцией. Собственно благодаря ей это сооружение всё ещё живо.Основное оборудование здесь очень старое марки General Electric и поставлено по лендлизу также как и дизеля.В торце блока помещение с переходом во вторую часть.Она выглядит так.Но и это ещё не всё. Заглянем за эту старую дверь, которую не открывают уже очень давно.За ней вверх уходит наклонный ход с лестницей.Который приводит нас к помещению баков запаса топлива для дизелей. Это здоровая высокая выработка разделённая стенами на два бака. Справа и прямо стены этих ёмкостей для топлива, а вверх уходит лестница к смотровым люкам.Спускаемся обратно.И отправляемся в сторону главного входа в объект.Проходим довольно длинный тоннель.Перекрываемый такими двойными дверями, возле которых из стены выныривают трубы.И движемся дальше к ещё одному блоку.На повороте находятся гермодвери входа в объект и воздуховыводы ещё одного блока.Собственно у входных гермодверей имеется ещё одна небольшая герма входа в этот блок. Это небольшой зал в котором когда-то находилась вентиляционная установка.Ну и коленчатая подходная потерна ведущая в портал главного входа в сооружение. На этом наша небольшая экскурсия закончена.Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.