К старому спецобъекту 30-х гг. по горным выработкам

Глубоко-глубоко в одной из гор Дальнего Востока есть непростой скальный спецобъект, теперь уже полностью гражданской направленности но очень необычного назначения. Построенный ещё до войны и сочетавший в себе мощную защищённую дизельную электростанцию, защищённую трансформаторную подстанцию, аварийный гидроузел и убежище для личного состава. Ныне он уже не такой секретный и полностью перешёл в гражданское пользование. Но до сих пор о нём знают лишь некоторые глубоко увлечённые люди.

Конечно попасть сюда было большой удачей, в которой не обошлось без знакомства с одним из работников этого сооружения, за что ему большое спасибо. За объектом следят т.к. он выполняет некоторые функции в настоящее время но к какому ведомству он принадлежит мы говорить не будем.

Наш путь начинается через один из аварийных выходов со старой довоенной гермодверью, ведущий в старую горную выработку с рабочим освещением.
И мы отправились вдоль труб в глубину горы, слушая рассказ нашего экскурсовода. Это не было похоже ни на рудник, ни на убежище, вообще ни на что.
И вот вдали показалась какая-то дверь. У двери горную породу начал покрывать бетон.
Далее стало ещё интереснее. Мы попали в полноценный готовый ходок На повороте ходка трубы уходят куда-то в стену, а мы двигались всё дальше.
Ходок привёл нас к гермодверни в небольшую вентиляционную, с другой стороны которой была ещё одна старая гермодверь.
Когда работник открыл нам её мы впали в ступор.
Перед нами был вот такой зал с ярким освещением, в котором располагались здоровые насосы. Над ними проходили швеллеры с ручными талями для их обслуживания.
В зал с разных сторон выходили двери штолен, подобных той, по которой мы пришли в объект.
Но этот зал лишь небольшая часть большого сооружения и мы двинулись дальше к переходу между блоками.
И выходим в большой зал, где до 90-х гг. было установлена два огромных судовых дизель-генератора марки Atlas Imperial, поставленных по лендлизу из США.
В конце зала было два входа в ещё один блок, но сначала заглянем в боковое ответвление.
Когда в сооружении ещё были дизеля, здесь находился умформер для преобразования тока и выход к стволу вентиляционной шахты.
Заглянем за гермодверь к стволу. Вверх уходила фурнель с выхлопными трубами дизелей, проходящих в общем канале воздухозабора.
Наверху фурнели выхлопные трубы отсекались от общего канала.
Далее на вершину горы уходил ступенчатый ствол, где наверху разделялся на два оголовка выхлопа и воздухозабора. Общая глубина здесь несколько десятков метров.
Теперь вернёмся в зал и пройдём в ещё один блок.
Он разделён вдоль на две части и является действующей защищённой трансформаторной подстанцией. Собственно благодаря ей это сооружение всё ещё живо.
Основное оборудование здесь очень старое марки General Electric и поставлено по лендлизу также как и дизеля.
В торце блока помещение с переходом во вторую часть.
Она выглядит так.
Но и это ещё не всё.
Заглянем за эту старую дверь, которую не открывают уже очень давно.
За ней вверх уходит наклонный ход с лестницей.
Который приводит нас к помещению баков запаса топлива для дизелей.
Это здоровая высокая выработка разделённая стенами на два бака. Справа и прямо стены этих ёмкостей для топлива, а вверх уходит лестница к смотровым люкам.
Спускаемся обратно.
И отправляемся в сторону главного входа в объект.
Проходим довольно длинный тоннель.
Перекрываемый такими двойными дверями, возле которых из стены выныривают трубы.
И движемся дальше к ещё одному блоку.
На повороте находятся гермодвери входа в объект и воздуховыводы ещё одного блока.
Собственно у входных гермодверей имеется ещё одна небольшая герма входа в этот блок.
Это небольшой зал в котором когда-то находилась вентиляционная установка.
Ну и коленчатая подходная потерна ведущая в портал главного входа в сооружение. На этом наша небольшая экскурсия закончена.
Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.