Заброшенный командный пункт в горах Заполярья: наша экспедиция в советский недострой

Мне довелось побывать в огромном недостроенном командном пункте, который был заброшен после распада СССР и спрятан в толще горы за полярным кругом. Это масштабное четырёхэтажное подземное сооружение начали возводить ещё в 1970-х годах, но точного назначения объекта мне выяснить не удалось. Существует две основные версии: либо это должен был стать номерной командный пункт какого-то крупного соединения Северного Флота, либо один из Запасных Командных Пунктов Генерального Штаба СССР, которые в те годы создавались в разных регионах страны.

Вот примерная схема объекта, которая поможет сориентироваться.

Наш путь лежал к склону горы, который до сих пор окружён двойным периметром охраны.

Покосившиеся ржавые ворота с поблёкшими звёздами намекают, что эта территория не полностью заброшена.

Вот основной периметр с колючей проволокой, натянутой на специальных изоляторах.

Раньше, при разрыве этой проволоки, срабатывала сигнализация, и на поиски нарушителей выдвигалась целая рота охраны.

Мы движемся к основному порталу объекта, минуя развалины каких-то служебных зданий.

Среди руин открывается вид на массивное портальное сооружение, предназначенное для маскировки входа.

Табличка у въезда, рассчитанная на карьерные самосвалы, официально сообщает о незавершённом строительстве.

Внутри этого масксооружения находится сам вход в объект. Не раздумывая долго, мы шагаем в темноту, освещая путь мощными фонарями.

Перед нами открылся огромный тоннель, обшитый металлоизоляцией. До главного блока командного пункта ещё идти и идти, ведь общая длина от входа до дальнего конца объекта составляет около 400 метров.

Примерно через 80 метров слева встречается первое ответвление.

Оно совершенно пустое. Сложно сказать, что здесь планировалось разместить, так как никакое оборудование смонтировать не успели.

Далее металлоизоляция временно заканчивается, и начинается участок выработки, укреплённый методом торкретирования.

Сразу после окончания металлоизоляции, слева виднеются железобетонные комнатки. Скорее всего, это должны были быть расширительные камеры системы вентиляции.

Продолжаем движение в темноте по необлицованному участку длиной около 100 метров. Вдоль тоннеля когда-то было проложено освещение в виде уличных фонарей.

По бокам встречаются заделанные проёмы будущих ответвлений.

Потом выработка снова расширяется, и вновь появляется знакомая металлоизоляция.

Здесь начинается основной блок незавершённого строительства, но до его конца ещё очень далеко.

Этот объект по-своему уникален: здесь можно наглядно увидеть все этапы строительства подземного сооружения — от проходки горной выработки и вязки арматуры до заливки бетоном и установки защитных устройств. Но обо всём по порядку.

Исследуем основной блок

Слева у начала блока находится ещё один проход, ведущий в вентиляционную систему.

Чем дальше мы углубляемся, тем выше становится потолок блока. Уже видны перекрытия нижних двух этажей.

Ещё через 50 метров начинаются каркасы из арматуры, которые так и не были залиты бетоном. Это будущие тамбур-шлюзы.

Прежде чем двигаться дальше, давайте ещё раз взглянем на схему основного блока отдельно от общей.

Появляются и первые герметичные двери. Интересно, что их устанавливали ещё до того, как арматурные каркасы были залиты бетоном.

Далее идёт полностью забетонированный четырёхэтажный блок длиной около сотни метров. В потолке виден проём технологической шахты для загрузки тяжёлого оборудования, проходящей через все этажи. После завершения строительства эти проёмы должны были быть закрыты герметичными щитами. Слева перед шахтой виден угол стены шахты грузового лифта.

Вот сама шахта лифта.

В одном из десятков помещений первого этажа мы наткнулись на какой-то строительный агрегат, оставшийся здесь с тех времён.

В целом, первый этаж достроен меньше всего. По плану здесь должно было размещаться тяжёлое оборудование: дизель-генераторы, трансформаторы и прочее.

Хотя некоторые гермодвери здесь всё же успели установить.

За такими дверями скрываются две межэтажные лестницы.

Давайте поднимемся выше.

Второй и третий этажи

На второй этаж блока ведёт точно такая же герметичная дверь.

Здесь некоторые помещения уже начали обшивать металлоизоляцией. В углу одной из комнат валяется груда плит фальшпола, которые должны были закрывать кабельные трассы под полом основного коридора.

Расширительная камера фильтро-вентиляционной установки, которую так и не построили.

Различные технические детали.


Второй этаж имеет выход к лифтовому стволу, который ведёт на вершину горы. Вход в него был защищён тремя гермодверями.

Сам ствол изначально использовался для строительства объекта. Через него вскрывали горный массив с другой стороны, что значительно ускоряло работы.

После выемки породы и заливки бетоном строительный ствол планировалось переоборудовать в лифтовой, но грузовой строительный лифт так и не демонтировали. В будущем здесь должны были установить пассажирский лифт (или даже два), который ходил бы на вершину горы.

Там, наверху, над стволом был построен огромный маскировочный ангар, и сейчас свет из него едва пробивается сквозь темноту шахты.

Ещё одна гермодверь, ведущая на одну из двух межэтажных лестниц.

Поднимаемся на третий этаж.

Просторные, но абсолютно пустые залы.

Гермодвери, ведущие в помещение у лифтового ствола.

С противоположного торца этажа смонтирована кран-балка для подъёма строительных материалов. Здесь хорошо видно ступенчатое строение выработки: каждый следующий этаж блока немного короче и уже предыдущего.

Самый верхний этаж

Очередная гермодверь на одну из межэтажных лестниц.

За ними, кстати, расположены расширительные камеры с герметичными люками.

И вот подъём на самый верхний, четвёртый этаж.

Он практически полностью обшит металлоизоляцией.

И имеет характерный сводчатый потолок. Вероятно, на этом этаже планировалось разместить основные вентиляционные системы и климатические установки для охлаждения многочисленного оборудования.

Технологическая шахта, пронизывающая все этажи насквозь.

На стенах видны технические отметки строителей и незавершённые проёмы.

Выход на вторую лестничную клетку.

Она, как и многое здесь, недостроена.

Выход в торец блока у лифтового ствола.

Воздухозаборники, ведущие в ствол.

На этом наше исследование завершается. Несмотря на то, что объект так и не был достроен, было невероятно интересно увидеть своими глазами и понять все поэтапные процессы создания подобных секретных сооружений.

Если вам было так же интересно, как и мне, подписывайтесь на наш канал и группу во «ВКонтакте». Спасибо, что были с нами в этой виртуальной экспедиции, и до новых встреч в других заброшенных уголках истории!