Прогулка по территории заброшенного промышленного завода в светлое время суток — это всегда увлекательное и полное неожиданностей приключение. Предприятие постепенно разбирают на металлолом: вокруг снуют погрузчики и самосвалы, вывозящие тонны искорёженного металла и битого кирпича. Мы неспешно идём по аллее, стараясь сохранять невозмутимый вид. Рабочие, занятые своим делом, практически не обращают на нас внимания — вероятно, они решили, что мы официальные лица, потенциальные арендаторы, которым разрешили осмотреть площадку. Среди пустых, безжизненных корпусов, уже частично распиленных, мой взгляд привлёк необычный холм — настоящая «горбатая гора». Такие возвышения обычно намекают на то, что под землёй скрывается что-то интересное. Они напоминают привычные погреба во дворах частных домов, где хранят соленья и варенья, но здесь явно было что-то иное. Подойдя к спуску, уходящему вглубь земли, мы оказались у входа в подземный объект — убежище гражданской обороны, некогда принадлежавшее обувной фабрике. Отсюда и его неофициальное название — «Штиблет». Интересно заглянуть внутрь?
На входе нас встретили массивные герметические ворота не совсем обычной конструкции.
Убежище, на первый взгляд, рассчитано примерно на 350 человек. Основной зал пуст, но сохранились санузлы, помещение дизельной электростанции и вентиляционная камера.
Санузел разделён на два отделения — мужское и женское, как это часто бывает. Осматривать там особенно нечего.
А вот это — защитная дверь, ведущая к аварийному выходу.
А за ней — ещё одна, дублирующая. Такое последовательное расположение двух или более герметичных дверей называется гермотамбуром и служит для дополнительной защиты от проникновения заражённого воздуха.
Помещение для укрываемых, главный зал, оказалось довольно компактным — его легко можно охватить одним взглядом (или одним кадром).
На полу постепенно разрушается система воздуховодов. Приоткрытая деревянная дверь ведёт в отсек с дизельной электростанцией.
Перед входом в саму дизельную расположено несколько гермотамбуров.
Дизельный генератор разобран более чем наполовину — от него остался, по сути, лишь остов.
Характерная черта любого заброшенного убежища: в помещении дизельной никогда не выветривается специфический запах. Неважно, сколько лет объект пустует и есть ли там топливо или оборудование. Даже голые стены будут хранить этот резкий, едкий аромат солярки.
Вентиляционная камера пришла в полную негодность — металл и оборудование сильно проржавели и сгнили.
Двери покрылись толстым слоем ржавчины, будто рассказывая о прошедших годах забвения.
Постепенно направляемся к выходу, осматриваясь по сторонам.
Делаем несколько заключительных кадров на память.
Вот так выглядят те самые гермоворота, если смотреть на них изнутри.
Поднимаемся на поверхность. Как ни странно, покидать это место совсем не хочется. Оно такое маленькое, камерное и по-своему уютное. На улице — летний зной и палящее солнце, а здесь, внизу, — приятная прохлада и знакомый, почти родной запах сырого бетона и старой пыли.
Дорогой читатель! Если тебе интересны такие находки и истории, подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями.
