Мой давний друг недавно увлекся индустриальным туризмом. До этого он исследовал в основном покинутые муниципальные здания, поэтому мое предложение навестить затопленное убежище времен СССР вызвало у него живой интерес. Собрав рюкзаки с фотоаппаратурой и облачившись в резиновые чулки от комплектов ОЗК и Л-1, мы сели на маршрутку и отправились к цели. Менее чем через час мы уже стояли у входа в это подземное сооружение, перед массивной, перекошенной герметичной дверью. Переодевшись в защитную одежду, мы осторожно, пробираясь по воде, начали погружение в глубины объекта.
Забвение и запустение
Это защитное сооружение гражданской обороны когда-то принадлежало одному из заводов, который давно распродали. Скорее всего, убежище сняли с баланса, и уже несколько десятилетий за ним никто не ухаживает. Массивные металлические гермодвери перекосились и просели, деревянные полотна истлели от сырости. Основной зал для укрываемых и все подсобные помещения частично заполнены грунтовыми водами.
Уровень воды, к счастью, был невысоким. Но нас поразила одна деталь: среди мутной воды плавали крупные глыбы льда. На дворе стоял июнь, а здесь, в подземной глубине, зима еще не отступила!
Передвижение по мутной воде — дело рискованное. Каждый шаг приходилось делать с предельной осторожностью, ведь в любой момент под ногами могла оказаться дренажная яма или скрытый обвал.
Масштабы и следы вандализма
По нашим прикидкам, это убежище могло вместить от 450 до 500 человек. Мне даже удалось снять весь основной зал целиком на широкоугольный объектив.
В помещении фильтровентиляции мы увидели следы попыток сдать оборудование на металлолом. Но, судя по всему, у вандалов ничего не вышло.
Герметичные двери так и остались наглухо закрытыми — поворотные механизмы основательно проржавели и не поддавались.
Сердце убежища — дизельная
Самым интересным местом во всем сооружении оказалась дизельная электростанция.
Она была изолирована от основных помещений специальным гермотамбуром.
Вот и сам дизель-генератор. Над потолком заметен открытый ставень — подобная конструкция в убежищах гражданской обороны встречается нечасто.
Установка частично разобрана. Такие дизели, выпускавшиеся Волгоградским моторным заводом для тракторов ДТ-75, в бомбоубежищах тоже были редкостью.
Размышления об эпохе и забвении
Сколько же таких заброшенных «бомбарей» разбросано по всей стране? Наверное, и за десять жизней не обойти. В эпоху расцвета Советского Союза гражданская оборона была обязательной частью любого промышленного предприятия. Убежища содержались в полной готовности, укомплектованные всем необходимым. Они были способны в любой момент принять людей, регулярно проводились учения. Сегодня эти объекты утратили не только былую надежность, но и саму необходимость. Арендаторам заводских территорий просто не хватает средств, чтобы поддерживать такие сложные инженерные сооружения.
Теперь подобные места интересны лишь нам — индустриальным туристам и любителям фотографии. Они дают уникальную возможность прикоснуться к мощи ушедшей эпохи и сохранить в кадрах ее угасающие следы.
Пора возвращаться.
Снимаем резиновое обмундирование, собираем вещи и выходим на поверхность.
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми походами!
