Загадочный ритуал пилотов: зачем они дергают воздушный тормоз при рулении?

На днях мне довелось наблюдать за тренировочными полетами легендарных авиагрупп «Витязи» и «Стрижи» прямо со взлетной полосы. Зрелище, признаюсь, было поистине завораживающим — мощь и грация этих машин впечатляют даже бывалых зрителей.

После выполнения основной программы и успешной посадки, когда экипажи уже направлялись к местам стоянки, я заметил один любопытный и, на первый взгляд, странный ритуал. На малой скорости, уже на рулении, пилоты совершали непонятное для непосвященного действие.

Как известно, современные самолеты оснащены специальным устройством — воздушным тормозом. Это управляемая поверхность, часто расположенная на верхней части фюзеляжа, основная задача которой — резко увеличить лобовое сопротивление и быстро погасить скорость в полете.

И вот что меня удивило: при движении к парковке, когда скорость самолета уже была минимальной, буквально около 10 км/ч, пилот намеренно поднимал, а затем сразу опускал этот самый тормозной щиток. Зачем? Казалось бы, на земле его аэродинамическая функция уже неактуальна.

Вот, например, один из истребителей группы «Витязи» заходит на стоянку.

Он аккуратно разворачивается, занимая нужное положение.

И сразу после завершения маневра, буквально на секунду, поднимает воздушный тормоз.

Четкое, быстрое движение: щиток вверх и сразу вниз.

И только совершив этот короткий ритуал, пилот завершает парковку и глушит двигатели.

Так в чем же дело? Какая практическая цель у этого действия?

Может, это проверка системы перед окончанием полета? Или особый сигнал техникам на земле? А может, традиция или элемент летной дисциплины? Буду искренне благодарен, если знающие люди поделятся своим мнением или профессиональным объяснением этого любопытного маневра.