Солнце уже норовило спрятаться за горные хребты, когда мы вплотную подошли к необычному круглому строению на огороженной хилым забором территории.
Здание перед нами — так называемый «штормовой бассейн». Спроектировал бассейн советский ученый, пионер в изучении физики моря в Советском Союзе В. В. Шулейкин
На сегодняшний день здание стоит заброшенным, но худо-бедно охраняется. И это хорошо, в противном случае его бы уже давно растащили на металлолом.
Так, здание выглядело в советские годы. В разное время на его базе проводили исследования морской гидрофизический институт, физический факультет МГУ, проектный институт Министерства морского флота и многие другие.
Что же изучали все эти организации? А изучали они волны, которые по аэрогидродинамическому каналу, называемому ещё «сельдетроном», гнал 21 мощный вентилятор.
А вот и сам канал, в котором когда-то бушевали волны, а сейчас лишь валяются старые оконные рамы — реквизит, оставшийся со съёмок «Гетеры майора Соколова».
Ширина канала — два метра, а высота почти шесть. Сам канал сделан из толстых, почти в сантиметр толщиной металлических листов. К сожалению, даже такой толстый металл местам проржавел до дыр.
В красивой башенке в центре когда-то располагались кабинеты научных сотрудников, проводивших испытания. Сейчас, вход в башню закрыт и заглянуть внутрь не представляется возможным.
Сегодня к башенке ведёт коридор из колючей проволоки. Разумеется, в советские годы ничего подобного не было и всё это лишь оставшиеся от съёмок очередного фильма декорации.
Видать, «киноделам» также пришёлся по нраву антураж заброшенного советского комплекса с красивой башенкой посередине.
Поднимемся наверх. Здесь, на крыше установлены вентиляторы, которые разгоняли воздух внутри стенда до 19 метров в секунду.
Максимальные показатели волн, которые формировались при такой скорости ветра: высота 1,5 метра, длина 15 метров и период до 4 секунды.
Говорят, при создании это уникального комплекса не были учтены влияния центробежных сил на формирование волн, поэтому, результаты проведенных экспериментов ставятся учеными под сомнение.
Но это не так важно. Для нас, это очередной заброшенный (в значении не используемый по назначению) памятник советской инженерной мысли.
Вестник той эпохи, когда подобные фундаментальные исследования проводились не «на компьютере», а на внушительных испытательных стендах.