
Наша группа продвигается по руслу реки Внукут (Вранг)
Утро началось с разочарования
С самого утра меня вывел из равновесия тот факт, что мне подкинули дополнительный баллон газа. У меня сложилось ощущение, что Ваня решил разгрузить себя за мой счет из-за нестабильного веса нашего шатра, который колебался от 5200 до 7300 грамм. Практически каждое утро после ночевки палатка оказывалась сырой от конденсата, и ее вес составлял примерно 5700-5900 грамм. В итоге помимо своей доли продуктов питания я тащил еще и этот баллон.
-Вы что, совсем с ума посходили?
Поняв всю ситуацию, я просто молча двинулся в сторону перевала. На сегодня у нас была амбициозная задача: до обеда набрать 800 метров высоты, покорить перевал Хацак и спуститься с него. Почему-то я был уверен, что второе кольцо окажется проще первого — оно действительно короче, да и акклиматизация уже давала о себе знать.
Как же я ошибался.

Где-то позади нас притаился перевал Марко Поло.
Начало подъема
Сначала мы шли по разливам реки, но увидев ледник, свернули на боковую морену, по которой поднимались практически до отметки 5000 метров.

Несмотря на серьезную нагрузку, я чувствовал себя surprisingly бодро и шел в хорошем темпе.
Примерно к 10 утра Катя Б. поднялась на вершину боковой морены, осмотрела ледник и дала команду подниматься всем.

Выходим на ледник.
Я надеялся, что нам не придется рано связываться веревками — так в итоге и получилось. Мы надели кошки и просто пошли по леднику, периодически обходя трещины.

Невероятные панорамы Памира
Виды открывались просто фантастические — очень напоминало Безенгийскую стену на Кавказе, только гораздо выше (мы находились на высоте более 5000 метров, а перевалы и вершины возвышались как минимум на полкилометра выше).
-Вот теперь это настоящий Памир. Высоко, заснежено и невероятно солнечно.
На одном из привалов мы устроились практически на самой трещине. Ледник начал зловеще потрескивать под нами, поэтому мы поспешили ретироваться.

Ну просто невероятная красота.

Перевал приближался. На седловине мы разглядели одиноко стоящий камень, издалека напоминающий стоунфейс (эмодзи, вдохновленное головами рапануйских истуканов с острова Пасхи), и казалось, что до перевала уже рукой подать.

Группа (кродеться)
Неожиданные трудности
Однако наша удача не могла длиться вечно. Буквально в полукилометре от скального взлета перевала началась закрытая часть ледника. Под палящим солнцем снег превратился в настоящую кашу.
Миша попытался пройти без связки. На третий раз его палка ушла в снег почти по рукоять.
-Не, Миш, это не вариант. Надо связываться.
Невероятно, но мы связались всего за 13 минут! Для моих походов это рекордная скорость.

Пробираемся через снежную кашу.
И вот мы застряли на целый час на этих нескольких сотнях метров. В итоге на перевальный взлет мы карабкались уже в промокших ботинках. Я даже не снимал кошки — Катя предупредила, что с другой стороны точно понадобятся связки.
Проклятые связки. Хуже только камнепад, гроза или лавина. Или бастурма на обед вместо нормальной еды.


Ну наконец-то
На перевале
Пообедали на седловине.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
Все прошло достаточно оперативно — нужно было поскорее спускаться после седловины.Я оглядел товарищей. Кому-то было плохо в этот момент?

Группа на перевале Хацак.
Сложный спуск
Первую веревку для спуска мы закрепили практически... из трещины. Мы так интересно устроились, что на каждой веревке нас ждали сюрпризы — то бергшрунд, то неожиданный провал, то глубокий снег. Слава богу, что веревок было не шесть, а всего три.

Первая станция спуска.
Катя Б. снова применила свою тактику быстрого ухода с последней станции — мы ждем веревку, вяжемся большой группой и уходим вниз. В итоге в связке собралась довольно разношерстная компания: спринтеры в лице меня и Кати Б., умеренная Таня и стайеры Вероника с Полиной.

Ждем веревку.
В общем, это была одна из худших ходок за весь поход.
Разногласия в группе
Я не могу спорить с Катей — она почему-то всегда действует по-своему. Я не понял, зачем мы двадцать минут шли по открытому, но достаточно крутому леднику в связках, да еще и траверсировали склон при этом. (Катя Б. объясняет, что было непонятно, насколько он разорван впереди) Не знаю, насколько уверенно ходят мои друзья, но мне ставить кошку крайне неудобно на 10-15 градусном ледовом склоне. Да и, кажется, что это явно небезопасно — идти связкой по открытому леднику (Катя не согласна)

Спускаемся вниз.

Маленькие победы
Ложку меда в эту бочку дегтя добавил техничный спуск с ледника — по крутому скату я спустился бодрым прусским шагом. Я уже даже забыл, как правильно это делать, но, как говорится, навыки не ржавеют. Кошки — это сила.

Вспоминаем технику прусского шага
Катю раздражала моя манера ходьбы (и, видимо, кого-то еще сзади), я шел позади нее. Таню тоже раздражал мой ход — по ее словам, он был немонотонным, рваным. Таня шла сзади.
-Вывод очень простой — не надо брать меня в связку.
-Тебе нужно идти последним.
-Видимо, да.
В общем, женская связка — это не женская баня. Соваться туда не стоит. Так мы и порешали, поэтому до конца похода я ходил в связках только с парнями.

Зато выход с ледника оказался очень красивым!
Долгожданный отдых
Почти сразу после схода с ледника мы нашли отличные песчаные площадки в моренной куче и разбили там лагерь.
Сегодня наше с Таней дежурство. По моим расчетам — последнее в этом походе. Хоть одним головняком меньше.

И еще разок фотография на фоне пройденного перевала!
К слову, несмотря на выход на 5300 метров и ночевку на 4800, высота перестала иметь какое-либо значение. Уже не горнило. И даже Акбайтал не пугал своей высотой — я был свято уверен, что плохо может стать разве что на пике Ленина.
На который я уже точно не собирался подниматься по доброй воле.

Какую же невероятную гречку с пемиканом мы приготовили в тот вечер!
<==День 14. Реванш сатурацииДень 16. Игра на понижение==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 15. Неприятный сюрприз.
