Часть 3. ЯМы - Диакарб (второе кольцо)
-Стас, тебе понравилось?
-Да, вообще классно. Сейчас главное не блевануть.
© из диалога Вани и Стаса.
День 14. Реванш сатурации.

Наш лагерь.
Отказаться от похода за заброской у меня не было никакой возможности — в лагере остались Ваня, Полина и Катя Е., а остальные восемь участников с самого утра отправились за провиантом. Вчерашний ужин был немного скромнее, но, если честно, разницу можно было заметить разве что под микроскопом.

Перевал за плечом слева.
Подъем давался мне с неожиданным трудом. Хотя рюкзак весил от силы 7-8 килограммов, идти было тяжело и неприятно. Я отдавал себе отчет, что собрал его кое-как: внутри лежали пара теплых вещей и кошки с ледорубом на случай снежников, но даже с этим он не должен был так отягощать!
Из-за легких рюкзаков и сократившегося состава мы шли не по классической схеме 20/10, а просто делали привалы каждый час. Катя Б. горела желанием поскорее со всем разобраться, доставить еду в лагерь и уже после обеда двинуться дальше по маршруту — на второе кольцо. Ее энтузиазму можно было только позавидовать, потому что у меня просто не оставалось сил на реализацию таких амбициозных планов.

Какой я растрепанный здесь.
Битва с высотой продолжается
На первом же привале, примерно через час ходьбы, меня неудержимо потянуло в сон. Голова слегка побаливала, состояние было разбитое. Казалось, горная болезнь снова испытывает меня на прочность, хотя мы находились всего на 4800 метрах — на целых 800 метров ниже, чем на перевале Марко Поло.
Таня настояла, чтобы я снова принял таблетки.

Головка показалась.
С борта речной долины Внукута мы свернули в боковой цирк, который вел к перевалу Ходаш — тому самому, от которого и до которого мы топали первые три дня в горах. Путь пролегал вдоль ручья, который, преодолевая бесчисленные осыпи, упирался в остатки снежника под перевальным взлетом.

Через 3 часа после старта мы наконец достигли седловины. Виды открывались фантастические.
-Даже самый низкий перевал - и тот 5000. Ну и поход.
С седловины я спустился к "хвосту" группы. Там не очень бодро шагали Вероника и Таня. Последняя сегодня шла заметно медленнее своего обычного темпа — Таня обычно держалась в первой пятерке. На мой вопрос о самочувствии она сослалась на голод — ее перекус на ходу был в заброске, поэтому нужно было просто быстрее добраться до заветных сумок среди камней.

Автор фоток - Миша, который быстрее всех усвистал на перевал.
Вероника, хоть и вечно на позитиве, от помощи в переноске рюкзака не отказалась.
Пока мы оставляли записку на седловине, Катя оглядела место, где примерно была оставлена заброска, и сказала, что в принципе можно сбросить теплые вещи и железо — путь впереди относительно простой. Рюкзаки окончательно облегчились.

Спуск к заветным запасам
Довольно весело мы начали скользить по снежнику и очень быстро, всего за 25 минут, потеряли 300 метров высоты, преодолев остаток пути до нашей заброски. Аккуратно разбросали камни, отряхнули сумки от красного перца и принялись их потрошить.
Минут за пятнадцать мы рассовали по рюкзакам все пакеты с едой и газовые баллоны. Кто-то уже получил свое карманное питание и приступил к трапезе.
Погода была благосклонна — снова светило солнце, но на высоте 4700 метров оно уже не было таким беспощадным.

Группа на перевале Ходаш.
Обратная дорога пошла медленнее — нам предстояло снова набирать высоту на Ходаш, а рюкзаки теперь весили около 20 кг, и "сцепление с землей" чувствовалось каждой клеточкой тела.

Как же я хорош на фоне гор.
Переломный момент
На обратном перевальном взлете я шел четвертым. Миша уже был далеко впереди, передо мной шли две Кати. Я немного пошел за ними, а затем обогнал, пока девушки переводили дыхание. В тот момент внутри что-то щелкнуло, но что именно — я еще не до конца понимал.
Будто за секунду все переменилось — дыхание выровнялось, мышцы заработали так, словно я был на равнине. Шел я медленно, но очень уверенно. Головная боль исчезла, все неприятные симптомы как рукой сняло.
-Диакарб что ли заработал?
Когда я выбрался на седловину, Миша ел какие-то цукаты и угощал всех новоприбывших. Мы подождали остальных.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
В конце концов я снова спустился вниз, к сегодняшнему дуэту Тани и Вероники, и взял рюкзак уже у Тани.На седловине мы добавили к нашей поклаже оставленные ранее железо и теплые вещи. Их уже можно было смело нести вниз, тем более время приближалось к полудню.

Вставлю фотку счастливого Вани, который остался в лагере. Ну и чтобы текст немного разбавить.
Тактика разгрузки
Я предложил Тане разгрузить ее еще на перевале, но она отказалась. Что ж, спускаться все же легче, может, и не понадобится. Однако помощь потребовалась.
Мы с Федей и Мишей очень быстро улетели вниз метров на двести, на зачехленную часть ледника. Оглянувшись, я увидел, что Таня снова отстала. Проходившая мимо Катя Б. посоветовала ее разгрузить, на что я ответил, что уже пытался это сделать на перевале.
-Тогда скажи, что я попросила, чтобы ты ее разгрузил.
Интересно, подействует ли добавка авторитета руководителя на нашего медика. Я вспомнил, как Н.Каманин говорил про С.Королева: "ему бы полежать, отдохнуть, да только уложишь ли его?!" Параллели между гениальным конструктором и Таней были для меня очевидны.
Мы отпустили всех далеко вперед, пока решали, насколько я буду ее разгружать. Таня упиралась, но я настаивал, давя не только своим мнением, но и ссылкой на указание руководителя. Всю критику направлял в адрес "начальства".
Тане удалось отстоять газовые баллоны, которых у нее было в изрядном количестве. А вот еду я все-таки забрал.
На привале Таня долго пыталась вытащить еду обратно из моего рюкзака, но Катя Б. была непреклонна — Влад тебя разгружает, и точка.
В общем, Таня все равно шла сегодня небыстро и постоянно ворчала, что Ходаш — это проклятый перевал. Меня периодически срывало вперед, потом я задерживался, поджидая Таню. Во время движения в наушниках гремели шедевры Коты Ямамото, а я чувствовал себя просто превосходно.
Неужели акклиматизация наконец завершилась? Забегая вперед, скажу, что да — с этого дня проблем с высотой у меня больше не было, остались лишь "расходники" в виде суставов.
По дороге я рассказывал Тане, как много у меня футболок, а ношу я всего парочку.

Главный герой сегодняшней трагедии "Противный Ходаш"
Возвращение и неожиданный отдых
В лагерь мы вернулись последними. Там уже вовсю кипела работа: распределяли еду и снарягу, вскрывали пакеты, доставали супы, колбасу, сухари, персональное питание. Вереница газовых баллонов выстроилась в аккуратную шеренгу. Стас и Ваня задумчиво суетились вокруг общественного имущества, которое кратно приумножилось.

Стоит сказать, что второе кольцо у нас предстоит гораздо короче — всего 6 дней. Надеюсь, завтра рюкзак будет чуть легче.
-В общем, сегодня стоим здесь, набираемся сил. Думаю, нам всем будет полезно.
Руководство удалилось по своим делам. Я опешил — внезапная полудневка. А для "карантинного блока" — и вовсе первая полноценная дневка за весь поход. Конечно, это пойдет всем только на пользу!
Остаток дня я провел за разгадыванием сканвордов и чтением книги. После тяжелого дня на Марко Поло наступили два дня, когда состояние было близко к идеальному. Сегодняшний "переключатель" я запомню надолго — не припомню, чтобы мое самочувствие менялось так резко, практически мгновенно.

Дербаним заброску.
<==День 13. Терпеливым воздается.День 15. Неприятный сюрприз==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 14. Реванш сатурации.
