Доброе утро, Памир!
Едва покинув место нашей ночевки, мы сразу же вышли на заветные зеленые террасы. Казалось бы, какой уже сезон в горах, но какое же это наслаждение — вновь ступить на траву после бесконечных ледников и камней. Однако радость была недолгой: её омрачил крутой конгломератный склон высотой метров семьдесят, который преградил нам путь.
Вот он, тот самый коварный склон.
Поскольку Катя Б. забыла на биваке свою камеру GoPro, я шел первым и именно мне выпало «счастье» первым оценить этот неприятный участок. Пока группа подтягивалась, я решил действовать быстро: сбросить высоту и сделать траверс.
Затея, откровенно говоря, провалилась. Пару раз я здорово грохнулся, треккинговые палки были бесполезны. Не снимая рюкзак, я достал ледоруб и продолжил путь уже с ним. Конгломератные склоны — это настоящая дьявольская игрушка. Пожалуй, это один из тех типов поверхности, которые в сыром виде гораздо предпочтительнее, чем в сухом. Этот урок я усвоил еще во время похода в Фанах пару лет назад. Но склон был обращен на восток, дождей накануне не было, так что я получил по полной программе.
Зеленая идиллия и суровая реальность
Если не считать этой досадной помехи, дальше пейзажи были восхитительными: мы окончательно вышли на просторные зеленые лужайки. Следующей задачей был спуск к руслу реки Джелонде, а затем — долгий набор высоты вверх по течению, чтобы подобраться к подножию нашего следующего перевала, Андиза.
Начинаем спуск.
Когда мы выбрались на травянистый берег реки, то невольно ахнули: перевал предстал перед нами как неприступная скальная крепость, на которую, казалось, придется вешать километры веревок.
— Ничего, он «ляжет», как только мы подойдем ближе. Вообще, скорее всего, этот перевал скоро «разденут» до категории 2А (сейчас он 2Б), — оптимистично заметил руководитель.
Его слова пока что совершенно не соответствовали тому, что мы видели. Мы что, правда туда пойдем? Серьезно?
Андиз — это та самая расщелина слева, самая низкая точка на гребне.
В этот день недомогание настигло Катю З., и помимо помощи нашего медика Тани, потребовалась консультация квалифицированного врача в лице Кати Б. Я же чувствовал себя отлично, казалось, акклиматизация наконец-то позади. Да и восьмой день на маршруте — самое время привыкнуть к разреженному воздуху…
Двигаемся вдоль русла реки.
В дни, когда маршрут предполагал сначала резкий спуск, а затем такой же набор, Катя иногда предлагала идти траверсом, чтобы избежать радикальных «американских горок». Решили попробовать и сейчас. Она пошла чуть ниже, по зеленому бережку, а я решил подняться на осыпь, возможно, разведав более удобный путь. В итоге получилось не очень: мы соединились, но если Катя плавно набирала высоту вдоль реки, то мне пришлось сначала резко залезть вверх, а потом так же резко спускаться вниз.
Банный день и горный быт
На сиесту встали ближе к десяти утра. Большая часть коллектива отправилась купаться и стирать одежду. Чуть позже присоединился и я, впервые за все время в Таджикистане помыв голову.
Честно говоря, я никогда в походах этого не делал (спасибо генетике), и лучше бы не начинал. Кожа стянулась, шампунь плохо вымывался, а толку от моей роскошной шевелюры в горах — ноль. Она либо под банданой, либо под каской, либо под шапкой.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
Поэтому до самого Оша я больше голову не мыл.
А вот и наш весельчак Стас (справа).
Позавчера, пока охранял «домик клоунов» и пытался прийти в себя, я дочитал книгу про «Безумно богатых русских». Вчера вечером накатал отзыв, который потом выложу на канал. Сегодня начал довольно интересную прозу о советской действительности под названием «Город Брежнев». Ожидал чего-то в духе романа Гараева «Слово пацана», тем более что действие снова происходит в Татарстане 80-х, но получилось гораздо глубже и интереснее. За пару часов проглотил почти четверть книги.
Электростатика и свежевымытая голова — опасный дуэт.
После обеда предстояло набрать еще метров триста-четыреста. Мы остановились на отличных пологих разливах, откуда открывался вид на массив Джентива. Здесь же можно было вновь припасть к той самой памирской красоте, ради которой я и звал ребят в Азию: бесчисленное множество цветов на фоне заснеженных пяти- и шеститысячников. Впрочем, как только мы двинулись дальше, идиллию сменила прозаичная морена, хоть и украшенная ровными площадками для стоянок.
Водные процедуры продолжаются и после обеда.
Вечерние наблюдения и бомжеватый юмор
Встали мы лагерем у подножия видавших виды скал. Хоть боулдеринг и манил, заниматься им было строго противопоказано — целые пласты породы можно было вытащить голыми руками. После недолгих, но жарких споров о точном месте, поставили палатку в нескольких метрах и начали обустраивать бивак.
Фото от автора
Катя фотографирует Джентив (5875 м) — местную высотную доминанту.
Вспомнился забавный вечерний эпизод. Вероника, порядком устав, оделась чисто по-походному: натянула балаклаву, надела пуховую юбку и в целом представляла собой весьма мешковатое зрелище. Однако я, в прошлом насмотревшийся всякого охранник объектов железнодорожной инфраструктуры, разглядел в Нике субъект, которого с таких объектов обычно выдворяют.
— И где мы это нашли? — поинтересовался я, глядя на лежащую Веронику.
Таня просто выпала от смеха. Вероника выглядела то ли как бомж, то ли как цыганка. Впрочем, зная и бэкграунд Ники, и её характер, она всегда умела переплавить любую колкость, даже за гранью, в общий дружный хохот. Забавно, что чуть позже к этой «коллекции» присоединился и Стас.
У нашего завхоза была смешная обтягивающая шапка и видавшая виды пуховка, местами заклеенная армированным скотчем. Плюс всегда чисто выбритый Стас потихоньку обрастал щетиной. От такой концентрации неприглядности я записал в нашу «бомж-тусовку» и его. Особенно комично он смотрелся, когда лежал в спальнике в этой шапчонке, с щетиной, и сиплым, будто прозябшим голосом просил передать ему что-нибудь поесть.
Справедливости ради, глядя на фотографии с первого кольца, и я выглядел не лучше — заросший, с каким-то хламом, торчащим из рюкзака (напомню, я таскал бутылки для лагеря). Вот такие мелкие, почти бытовые детали и скрашивали наши горные будни.
Наше место ночевки и скальная стенка слева.
А завтра нас ждет коварный перевал Андиз, которому наша группа планировала устроить настоящий «стриптиз», снимая с него одну категорию сложности за другой.
Катя Е. проверяла скалы на прочность.
<==День 7. Старый Ленд Крузер. День 9. Отсидка==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 8. Перевальный стриптиз.
