
Фото: Олег Барханов/photo.roscongress.org
Петербургский международный экономический форум в этом году поразил воображение. Пройдя более 20 000 шагов среди десятков инсталляций и региональных стендов, я убедился, что ПМЭФ — это не только дискуссии о глобальной экономике, но и настоящий фестиваль технологий, искусства и креатива. От древних геологических процессов, воссозданных в цифре, до возможности в прямом смысле примерить на себя образ пушистого кота — вот лишь часть удивительных впечатлений, которые ждали каждого гостя.
Роботы, бросающие вызов времени

В павильоне Челябинской области царила атмосфера интеллектуального спокойствия. Два промышленных робота, созданные местными инженерами, с завораживающей точностью разыгрывали историческую шахматную партию. Они воспроизводили поединок 1998 года между чемпионом Болгарии Веселином Топаловым и нашим легендарным земляком Анатолием Карповым. Зрелище было гипнотизирующим: механические руки с невероятной аккуратностью брали и передвигали фигуры. Интересно, что для искусственного интеллекта сама игра — не проблема, а вот физическое взаимодействие с шахматной доской требует ювелирной точности, поэтому каждый ход занимал около полминуты. Это был диалог эпох, где прошлое встречается с будущим.
Цифровое сердце Земли

Среди привычных экспозиций промышленных гигантов выделялся гигантский светящийся куб. Это мультимедийный арт-проект «Terrabyte» от «Газпром нефти». Название говорит само за себя: «Terra» — земля, «byte» — единица цифровой информации. Внутри куба пульсировали и сменяли друг друга красочные слои, имитирующие геологические пласты. Проект наглядно показывал, что недра планеты — это гигантская база данных, хранящая миллиарды лет истории. Современные цифровые технологии, включая анализ больших данных и создание виртуальных двойников месторождений, позволяют «прочитать» эту летопись и найти ресурсы. «Terrabyte» превращал сложнейшую науку в захватывающее визуальное путешествие к центру Земли.
Медиа как всевидящее око и машина времени

С потолка одного из павильонов за посетителями внимательно наблюдал гигантский глаз — часть инсталляции News Media Holdings. Этот «Большой брат» символизировал главную миссию СМИ: быть бдительным наблюдателем реальности. Под ним располагалась настоящая «капсула времени». С ее помощью можно было увидеть исторические встречи мировых лидеров, например, Брежнева и Никсона или Сталина и Черчилля на Ялтинской конференции. Особенность в том, что эти кадры никогда не снимались на видео. Они были воссозданы в павильоне с живыми актерами, а затем доработаны нейросетью, что создавало эффект полного погружения в прошлое.
Регионы удивляют: от кибер-медведя до аквариума с осетрами

Башкортостан вновь представил своего культового персонажа — медведя «Хани», но на этот раз в кибернетическом обличье. Огромный робомедведь на стенде угрожающе вращал головой и щелкал механической клешней, а над ним жужжал и кружил рой механических пчел. Это был яркий символ слияния природной символики региона с высокими технологиями.

Стенд Московской области предлагал гостям стать инвесторами будущего через знакомую игровую механику. Вдохновением послужила старая игра «Поживем — увидим!», где нужно ловить падающие яйца. Здесь главным героем была роботизированная рука, а яйца символизировали прибыльные инвестиционные проекты. Задача — управляя джойстиком, собрать как можно больше «яиц» в корзину. Простой и гениальный способ рассказать о сложных экономических процессах.

Петербургский стенд был одним из самых интерактивных. Здесь можно было совершить виртуальную поездку на трамвае по макету города, полюбоваться изысканным фарфором Императорского завода или… превратиться в кота. Специальная фотокабина с нейросетью моментально создавала ваш «пушистый» аватар. Причем система не просто развлекала, но и с петербургским прагматизмом сразу же подбирала вашему коту-двойнику работу — в научной лаборатории или на промышленном предприятии.

Смоленская область превратила свой павильон в огромный аквариум, где плавали настоящие осетры из местных рыбоводческих хозяйств, демонстрируя успехи региона в аквакультуре.

Севастополь сделал акцент на истории и памяти. Центром экспозиции была точная 3D-копия памятника солдатам и матросам — защитникам города. Надев очки виртуальной реальности, можно было буквально шагнуть в прошлое и оказаться среди исторических фотографий военных лет, ощутив связь времен.

Рязанская область создала тихий, уютный оазис. В уголке под мелодичную музыку мастерицы демонстрировали старинную технику вышивки «Кадомский вениз», признанную одной из красивейших в мире. Особое внимание привлекала вышивка, посвященная 130-летию со дня рождения Сергея Есенина — знакового для региона поэта.
Искусство и память: цветы, книги и мода

Традиционно поразила цветочная инсталляция от «Уралхима». В честь 80-летия Победы 80 флористов создали гигантскую копию медали «Победа» из 200 000 живых цветов. Рядом под стеклом экспонировалась одна из 22 подлинных медалей, что добавляло композиции глубокого исторического и эмоционального звучания.

Альфа-банк, в прошлом году удививший драконом, на этот раз построил на стенде вихрь из 18 000 книг известных футуристов. Этот алый торнадо из знаний, по замыслу создателей, символизировал круговорот идей, который рождает технологии будущего.

Даже корпоративный стиль стал искусством. На стенде «Аэрофлота» стюардессы в классической форме приветствовали гостей на фоне открытого багажного отсека самолета. А в «Подмосковье» бортпроводницы предстали в смелых киберпанк-костюмах, показывая, как традиции сочетаются с авангардным взглядом на будущее.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Переместиться в прошлое и превратиться в котика: чем удивил ПМЭФ-2025.
