Обь-Енисейский канал: забытая стройка века в сибирской тайге

Мало кому известно о существовании водного пути, который должен был связать две великие сибирские реки. Обь-Енисейский канал сегодня — это скорее легенда, чем реальный объект. Его сложно отыскать на карте, а уж пройти по нему — задача для самых отчаянных.

Практически все судоходные каналы России находятся в её европейской части. Но в XIX веке в сибирской глуши предприняли грандиозную попытку — создать искусственную водную артерию между самой длинной рекой страны, Обью, и самой полноводной — Енисеем. Называть это «великим свершением» язык не поворачивается. В итоге «сибирский БАМ» своего времени стал памятником напрасным усилиям и потраченным впустую ресурсам.

Современное состояние Обь-Енисейского канала

Со спутника его ещё можно разглядеть — чёткая прямая линия, уходящая на северо-восток от озера Водораздельного. Но в реальности отыскать эти сооружения в тайге — настоящий квест. Всё, что осталось, — это почерневшие от времени и почти сгнившие лиственничные стенки, руины древних плотин, шлюзы с сорванными створками, сквозь которые давно свободно течёт вода. А ведь когда-то проект стартовал с большими надеждами…

Рождение амбициозного проекта

Идея казалась осуществимой: соединить не сами гигантские реки, а их притоки, которые в верховьях местами разделяли всего несколько километров. Основная сложность заключалась в создании самого канала и системы для поддержания в нём судоходного уровня. Для этого планировали строить плотины, подпирающие воду, и шлюзы для её регулирования — стандартная для того времени инженерная задача.

Спутниковый снимок Обь-Енисейского канала

Более того, сама природа будто подсказывала место для стройки. Енисейский купец Павел Фунтусов в период половодья сумел на лодке пройти от Оби до Енисея. Кое-где ему приходилось её волочить, но факт был налицо: путь существует. Фунтусов даже составил карту этого маршрута. Выяснилось, что серьёзного водораздела между бассейнами двух рек нет. Стоило лишь углубить русла некоторых речек и проток — и грузы пошли бы между реками напрямую. Отличная коммерческая перспектива!

Благодаря активности купцов проект вскоре заинтересовал власти. В Санкт-Петербурге у него нашёлся высокопоставленный покровитель — великий князь Константин Николаевич, брат императора Александра II. Он тогда возглавлял Государственный совет и живо интересовался развитием Сибири. По его ходатайству выделили средства на изыскания. Экспедиции, отправленные в тайгу, подтвердили: местность подходящая, серьёзных возвышенностей для преодоления нет.

Будущий маршрут видели таким: от Оби по реке Кеть, затем через реки Озёрная, Ломоватая и Язевая к озеру Водораздельному, откуда предстояло прорыть 8-километровый искусственный канал к реке Малый Кас, далее по Большому Касу — и в Енисей.

Карта-схема Обь-Енисейского канала

Строительство и вынужденные упрощения

Руководил работами барон Бьерк Аминов, горячий энтузиаст всего предприятия. Он развернул бурную деятельность, наняв 1200 опытных плотников и землекопов. Однако после убийства Александра II в 1881 году финансирование проекта резко урезали. Чтобы не останавливать стройку, барону Аминову пришлось пойти на серьёзные компромиссы в проекте.

Изначально канал рассчитывали на суда длиной 43 метра с осадкой 1,2 метра — типичные для сибирских рек пароходы.

Обратите внимание: Скифский круг: таинственный артефакт из золотой долины.

После пересмотра сметы габариты «проходного» судна уменьшили до 21 метра в длину и 90 сантиметров осадки — уже не пароход, а нечто среднее между лодкой и баржой.

Хотя денег давали меньше, работы не остановили, и к 1887 году канал в основном вырыли. Это был поистине титанический труд. Представьте: год за годом, в глухой тайге, среди туч комаров и мошки, с скудным снабжением и примитивными инструментами люди создавали то, что сегодня назвали бы «стройкой века».

В 1891 году канал официально объявили открытым для судоходства. Но очень скоро выяснилось, что пройти по нему могут далеко не все и не всегда.

Строительство водного пути река Обь-Енисей

Нежизнеспособная магистраль

Оказалось, что Обь-Енисейский канал доступен для навигации лишь с мая (когда сходит лёд) по июль (когда реки начинают мелеть). И то лишь для лодок и небольших барж. О настоящих судах речи не шло. Но главной проблемой стала не глубина канала, а коварное озеро Водораздельное, расположенное в самой середине маршрута. От озера там, по сути, только название — летом слой воды едва достигает 20 сантиметров, а под ним лежат метры вязкого ила.

Пересечь это пятикилометровое «озеро» можно было лишь в короткий период весеннего паводка. В остальное время оно «хватало» даже лёгкие плоскодонки, не говоря о баржах. Судёнышки вязли, как мухи в смоле, и их приходилось с невероятным трудом, упираясь шестами, продвигать сантиметр за сантиметром к твёрдому берегу.

Обь-Енисейский канал, Касовские шлюзы

Из-за этого неожиданного препятствия за всю историю канала по нему прошли лишь единицы: несколько десятков лодок, пять небольших барж и один пароход, который с нечеловеческими усилиями (предварительно сняв гребной винт) протащили волоком из Оби в Енисей. Стоит ли говорить, что после открытия канал оказался практически никому не нужен? К началу XX века движение по нему полностью замерло. Были попытки реанимировать этот «мертворождённый» проект, расширить канал и расчистить озеро, но планы нарушила Первая мировая война.

Советская власть также сочла канал бесперспективным — в 1924 году оставшийся обслуживающий персонал вывезли, все шлюзы открыли настежь, а поперёк русла даже установили большой крест как символ окончания его истории. В последний раз канал попытались использовать по назначению в 1942 году. Тогда три небольших колёсных парохода с военными грузами попробовали прорваться из Енисея в Обь. Сначала пришлось ремонтировать плотины, чтобы поднять уровень воды. Но суда всё равно сели на мель.

Современное состояние Обь-Енисейского канала

Расширить укреплённые лиственницей стенки канала на месте не представлялось возможным. Строителям пришлось частично разобрать пароходы, а затем, подобно бурлакам с картины Репина, тащить их на канатах многие километры. После этого случая по акватории Обь-Енисейского канала не прошло ни одного судна крупнее байдарки.

Финальная точка в истории

В 1987 году состоялось последнее серьёзное обсуждение возможности восстановления канала. Учёные, обследовавшие эти места с современным оборудованием, пришли к неутешительному выводу: уклон местности настолько мал, что течение воды здесь крайне слабое. Сколько шлюзов ни ставь и плотин ни строй — поднять уровень воды до навигационных отметок не получится в принципе.

Обь-Енисейский канал

Поэтому сегодня Обь-Енисейский канал — это полностью заброшенный памятник инженерной мысли. Вдоль его русла в нескольких местах живут общины старообрядцев, бежавших сюда в 1930-х годах от советской власти. Иногда в мае-июне сюда наведываются экстремалы-водники, которые на лёгких байдарках проходят большую часть маршрута. Но озеро Водораздельное и сейчас преодолевают единицы. Остаться на его илистом дне — значит поставить крест на своём судне, вытащить его уже не удастся.

Таким образом, история Обь-Енисейского канала — это драма о торжестве дикой природы над человеческим упорством. Мы вложили в этот канал колоссальный труд и мастерство. Но всё оказалось тщетно — болото оказалось сильнее. Это вынужден признать даже всесильный XXI век.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Обь-Енисейский канал: заросший артефакт XIX века.