
Меня отправили на двухдневные курсы по безопасности на высоте от нашей организации. Группа собралась разновозрастная, с людьми самых разных профессий, что само по себе создавало интересную атмосферу для общения.
Неожиданный собеседник и его взгляд на историю
В первый день я невольно подслушал разговор одного седовласого деда, лет семидесяти, с парнем помоложе. Они обсуждали политику, и старший, опираясь на свой жизненный опыт, делился воспоминаниями о сталинской эпохе. Меня зацепило то, как он, вопреки распространенному сегодня мнению, отзывался о той фигуре с определенным уважением, что сейчас редкость.
Рыбацкая сага о гигантской щуке
На второй день я уже сам завел с этим дедом беседу, и разговор естественным образом свернул на рыбалку. Он оказался страстным рыболовом и поведал одну потрясающую историю. Каждый отпуск он ездит в Астраханскую область, в поселок Харабали, расположенный на речном острове, где по весне просто сказочный клев.
Однажды, вываживая на спиннинг, как ему показалось, хорошего судака, он почувствовал на леске сокрушительный удар такой силы, что едва удержался на ногах, стоя на причале. Оказалось, что его добычу атаковала огромная щука, решившая отобрать судака. Монстр потянул с такой силой, что смотал со шпули все 150 метров плетенки, и только тогда натиск ослаб. Началась изнурительная борьба. Дед кричал своему напарнику, но тот, находясь в шестидесяти метрах, ничего не слышал. Когда ему почти удалось подвести рыбину к берегу, та показалась на поверхности, встряхнула головой с судаком в пасти и скрылась в глубине. Поразительно, но щука даже не заглотила крючок — она до последнего не разжимала челюстей, отстаивая свою добычу.
По его описанию, это было чудовище нереальных размеров: около двух метров в длину и килограммов двадцать весом. Местные потом подтвердили, что в тех водах водятся такие гиганты. Больше всего меня поразила деталь: тело щуки было покрыто мхом и облеплено ракушками. Я и не думал, что на пресноводной рыбе может быть такая «экосистема», словно это речной кит, обросший моллюсками. Агрессия этой твари тоже впечатляла — она билась до конца.
Выслушав, я предположил, что такую махину, наверное, можно было взять только с лодки, да и то предварительно оглушив. Дед кивнул и рассказал про похожий случай, когда другие рыбаки пытались догнать такую щуку на лодке, но та все равно ушла.
Секреты ловли и философия рыбака
Помимо щуки, ему доводилось вытаскивать сомов сопоставимых размеров. Он отметил, что с сомом главное — оторвать его от дна, после чего сопротивление резко падает.
Дед также поделился, что его часто упрекают товарищи: мол, едет в такие рыбные места, как Астрахань, а привозит немного. Он же считает иначе: наловить-то можно много, но сохранить и довезти свежую рыбу сложно. Да и ездит он не ради улова, а ради самого процесса, ради отдыха на природе.
Бывал он и в Карелии, но там ни разу ничего не поймал. Из этого он сделал вывод: каждый водоем — это отдельная вселенная, которую нужно изучать. Рыба может быть та же, но подход, снасти и приманка требуются особые. Первые несколько выездов на новое место часто оказываются «разведочными» и безрезультатными, но потом приходит понимание.
Договор с природой и другие истории
Я спросил его, в чем, по его мнению, секрет удачной рыбалки. Его ответ меня удивил. Он сказал, что у каждого водоема он мысленно просит рыбу. Нужно договариваться с природой. Делает он это примерно так: «Волга-матушка, я к тебе с добром, позволь взять то, что ты можешь мне дать».
Обратите внимание: Pro Финляндию (про языки и другие мелочи ).
Я рассказал ему историю про Сталина и Шадрина, на что дед, зная о плохо работавшей руке вождя, усомнился в его способностях вываживать крупную рыбу.
Затем речь зашла о марокканских рыбачках. В ответ он вспомнил одну свою знакомую женщину, которая постоянно облавливала всех мужчин на рыбалке. На мой вопрос, чем она отличалась, он долго не мог найти ответа. Говорил, что она простая, работящая, сама привозила и готовила мясо для всех, ничем не выказывая превосходства. Видимо, я ждал какого-то необычного объяснения, а он просто описал хорошего, душевного человека.
Северный опыт и житейская мудрость
Работая вахтами на Кольском полуострове, ему довелось попробовать мясо кита. По его словам, на вкус оно напоминало жестковатую свинину. Он сделал акцент на том, что кит — все-таки млекопитающее, а не рыба.
Поделился он и одной хитростью. Как-то раз, когда у всех вокруг был бесклев, он один за другим вытаскивал карасей на обычного червя. Секрет оказался в чесноке. В кармане у него лежала марля, пропитанная чесночным соком. Насаживая червя, он предварительно смачивал пальцы этой марлей. Червь от едкого сока начинал активно извиваться, привлекая рыбу и запахом, и движением.
Взгляд на жизнь
Сам дед работает электриком, уже около сорока лет не притрагивается к алкоголю, много трудился на Севере. Он спокойно заявил, что через десять лет собирается «на покой», то есть умирать. По его философии, восемьдесят лет — достаточный срок, а когда человек уже не может сам себя обслуживать, жизнь теряет смысл. Эта откровенность, сравнимая с историей про старого охотника, ушедшего в тайгу, чтобы не быть обузой, заставила меня задуматься.
Его привычка обращаться к реке перед рыбалкой напомнила мне традиции саамов (лопарей) — финно-угорского народа Кольского полуострова и Скандинавии, которые также просят разрешения у природы перед тем, как взять ее дары.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Чудо-Юдо рыба Щук и другие странности рыбалки.
