
С организации, в которой работаю, отправили на двухдневное обучение - безопасность на высоте. На курсах этих присутствуют люди разных возрастов и профессий.
В первый день учебы слышал, как один 70-летний дед разговаривал с парнем лет 30-ти. Что-то там они обсуждали, в основном политику и этот дед в силу своего возраста рассказывал интересные для нашего поколения вещи. Говорил про Сталина. Любопытно стало, редко увидишь, чтоб кто-то положительно отзывался о Кобе.
На второй день обучения с этим дедом разговорился уже я. Разговор зашел о рыбалке.
Он рассказал интересную историю. Часто в свой отпуск он ездит в Астраханскую область, в поселок Харабали, который находится на речном острове. Там по весне очень хорошая рыбалка.
В один из его приездов, рыбача на спиннинг, он почувствовал, что тянет хорошего судака, стал его вытягивать и почувствовал резкий удар в удочке, как он сказал чуть не упал в воду из-за этого, так как он стоял на причале. Это оказалась щука, которая также решила претендовать на этого судака. Он сказал, что всю его 150 метровую плетенку она утянула и только после этого успокоилась. Он стал пытаться вытянуть ее на берег, кричал своему другу, который находился метрах в 60 от него, но тот ничего не слышал. Ему удалось вытянуть эту щуку ближе к берегу, в этот момент она вынырнула с судаком в зубах и встряхнула своей мордой. По итогу, он так и не смог ее вытащить на берег, щука утащила рыбу с собой. Оказалось, что она даже за крючок не зацепилась, а все это время держала в зубах судака, не желая расставаться с добычей. По описаниям деда, щука была нереальных размеров, по его подсчетом и то, что он видел, когда она показалась на поверхности у берега - 20 кг и длина под 2 метра. Говорит, что местные это подтвердили, сказали, что такие там водятся. Он сказал, что голова была очень большая, а на теле было много мха и оно было облеплено ракушками. Это мне показалось крайне интересным. Я не думал, что на пресноводных рыбах такое может быть - растительность и мелкая живность. Как будто на реке в своем масштабе начинают заводиться местные киты, к которым начинают льнут другие существа. К тому же эта рыбина еще крайне агрессивная, ведь до последнего бодалась с рыбаком.
Дослушав рассказ деда, я сказал, что такого размера рыбу наверное можно было б только с лодки достать, да и то, сначала гарпуном убить или еще чем, а потом на берег тащить. Он сказал, что похожий случай был, мужик другой также в том месте бодался с такой же примерно щукой и другие рыбаки поплыли на лодке за ней, но не смогли достать по итогу, щука ушла.
Сам он помимо щуки доставал такого же примерно веса и длины сома. Но по его словам сома главное оторвать от дна, после этого он перестает сопротивляться и уже плывет к берегу, когда его тянут.
Помимо этого рассказа дед упомянул, что его часто упрекают другие рыбаки за то, что с рыбалки он привозит не много рыбы, особенно с Астрахани. Типа едет, деньги и время на дорогу тратит, а привозит мало, не окупает рыбалку. Он сказал, что наловить можно много, но возможности привезти нет, рыба быстро портится. А вообще он на рыбалку ездит не за рыбой, а отдыхать.
Помимо Астрахани он бывал и в Карелию несколько раз, но ничего поймать ни разу не смог. По его словам каждый водоем нужно изучать. Рыба может быть такая же как и везде, но чтоб ее поймать нужны свои снасти и приманка. Первые 2-3 раза посещения нового водоема могут уйти впустую, но уже на следующие разы ты понимаешь место и начинаешь на нем ловить.
Я спросил его, а что по его мнению дает удачливость в рыбалке? Он сказал, что у каждого водоема или реки он просит рыбу.
Обратите внимание: Pro Финляндию (про языки и другие мелочи ).
Нужно договариваться с природой и выглядит это примерно так: "Волга матушка я к тебе с добром, позволь взять то, что ты можешь мне дать"Я рассказал ему историю о Сталине и Шадрине. На это он сказал, что сомневается в способности Сталина ловить крупную рыбу, ведь у него была одна рука почти нерабочая, с такой крупную не вытащишь.
На мой рассказ о марокканских рыбаках и женщинах среди них, он рассказал про одну свою знакомую женщину-рыбачку, которая на рыбалку ездила со своим мужем, а иногда и без него и постоянно всех облавливала. Я спросил, чем она отличалась от других женщин? На это он долго не мог что-то конкретное сказать. Говорил, что она такая же как все, ничего в ней такого необычного он ни разу не заметил. Я говорю вот про марокканских рыбачек сказали, что они если дают в долг деньги, то обычно не парятся, вернут им его или нет, что они не качают права, менее наглые. На это мой дед сказал, что эта его знакомая ну очень простая женщина, с ней всегда легко общаться. Она работает на рынке, в мясной лавке, когда на рыбалке была с другими мужиками, сама привозила мясо для шашлыка, все готовила, всех угощала и ничего не просила взамен. В общем ни чем от обычной женщины не отличается, сказал он.
Может конечно дед так и не понял мой вопрос или я неправильно его задавал. Может думал, что я жду от него каких-то аномальных ответов, про какое-то причудливое поведение этой женщины-рыбачки. Со своей стороны могу сказать, что не этого я от него ждал, но в целом он на мой вопрос кажется все таки ответил.
В свое время дед работал по вахтам на Кольском полуострове. Ему довелось есть мясо кита. Сказал, если бы ему не сказали, что это кит, он бы и не понял. По вкусу напомнило свинину, но жестче. Все таки это млекопитающее, а не рыба.
Еще одной любопытной историей деда о рыбалке показалась такая. Он рыбачил на червя и вытягивал одного за одним карася. Вокруг ни у кого не клюет, а он все тянет и тянет. Подошли все и спрашивают, на что ловишь. Он показывает, что обычные черви. Но была одна хитрость, о которой он рассказал спрашивающим не сразу. В кармане у него была марля пропитанная чесноком. Он сначала ею смачивал пальцы, а потом насаживал червя. Червь под воздействием едкого сока чеснока начинал извиваться, привлекая рыбу запахом и движениями.
Работает этот дед обычным электриком, около 40 лет не употребляет алкоголь, много работал на Севере по вахтам. Сказал, что через 10 лет собирается на покой, то есть умирать. По его словам 80 лет это нормальный срок, а пока ему 70, еще пару лет он поработает, а потом перед смертью отдохнет. Немного не по себе стало от его таких слов, не то чтобы жутко, а просто я такого раньше не слышал, чтоб себе определяли срок. Он сказал, что когда человек не может сам себя обслуживать, ему незачем жить. Напомнило историю, которую я слышал от таежников. Один старый охотника, когда понял, что он становится обузой для своих родных из-за старости, пошел в тайгу и застрелился.
В целом мой собеседник, дед, своими обращениями к природе, к водоемам, напомнил мне саамов (лопарей). Это финно-угорский народ, который живет на Кольском полуострове и в других странах Скандинавии. Они также обращаются к природе перед рыбалкой, охотой, сбором ягод и грибов.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Чудо-Юдо рыба Щук и другие странности рыбалки.