Станция Мтацминдской канатной дороги — это одно из тех скрытых мест в Тбилиси, которое, хоть и находится практически в центре, без знающего человека отыскать почти невозможно. Мне довелось там побывать, и впечатления остались противоречивые.
Спрятанная в дворах
Масштабное пятиэтажное здание станции каким-то непостижимым образом умудряется прятаться в небольшом дворике, со всех сторон зажатом типичными для южных республик «сталинками». Даже если вы случайно забредёте сюда с оживлённой улицы, вряд ли сразу поймёте, что перед вами — заброшенный терминал канатной дороги.
Большую часть времени вход сюда закрыт, но периодически его вскрывают — то местные исследователи городских тайн, то приезжие сталкеры, обожающие подобные места.
К сожалению, из-за полного отсутствия охраны и свободного доступа, стены здания теперь сплошь покрыты слоями граффити. С одной стороны, это вандализм, с другой — своеобразная летопись.
Архитектурная особенность
Главная внутренняя достопримечательность — это, безусловно, винтовая лестница, которая спиралью оплетает всё пространство здания изнутри. Настоящий архитектурный штрих своей эпохи.
Можно сказать, это такой советский вариант пандуса или концепция «доступной среды» по-советски.
Признаюсь, я в целом не поклонник уличных художников, расписывающих исторические здания. Но, гуляя здесь, я заметил, что некоторые работы выполнены действительно талантливо.
В них даже чувствуется какая-то идея, попытка что-то сказать.
Конечно, им здесь не место, но, пожалуй, такие рисунки всё же лучше, чем бессмысленные примитивные надписи.
Огромные панорамные окна заливают внутренние помещения светом, и внутри нет той давящей, мрачной атмосферы, которая обычно царит в заброшках. И это особенно контрастирует с трагической историей этого места. Ведь дорогу закрыли не просто так…
Трагедия, оборвавшая жизнь дороги
Всё случилось 1 июня 1990 года, в День защиты детей. Учащиеся ахалцихской школы №5 отправились на экскурсию в парк.
Всего за два года до этого канатную дорогу модернизировали по проекту инженера Вахтанга Лежава: установили новые 25-метровые опоры вместо старых 20-метровых, а советские гондолы заменили на итальянские, рассчитанные на 40 человек каждая.
В тот роковой день, в 15:15, произошёл обрыв одного из тросов. Гондолы, потеряв опору, стремительно понеслись вниз.
В нижней кабине было 46 человек, в верхней — 47, что явно превышало допустимую нагрузку.
Пассажирам нижней гондолы, если можно так сказать, «повезло»: она на огромной скорости врезалась в стену здания станции. А вот верхняя кабина налетела на перекрученный подъёмный трос, и от страшного удара буквально раскололась пополам.
Всё это происходило на высоте около 20 метров. Последствия были ужасающими.
Вот такая мрачная и печальная тайна хранится за стенами этой заброшенной станции в самом сердце Тбилиси. Теперь понятно, почему её навсегда закрыли. После такой трагедии вряд ли кто-то отважился бы снова сесть в её вагончики…
