Шатун

Еще одна встреча с косолапостью произошла осенью, в начале 2000 года, в горной порожистой реке.

Тогда мы с другом заплыли на лодке «Прогресс 2» в лесное болото в поисках клюквы. Начал образовываться иней, и на вершине уже были места с устойчивым слоем снега. Птицы, которых было много в летней тайге, давно ушли в далекие субтропики и тому подобные места, пригодные для зимовки. Остались только те, кому казалось лень лететь так далеко)) Звук их и воды образовывали звуковую панораму только при выключении двигателя лодки. Листья с деревьев опали, покрылись только вечнозеленые хвойные деревья, и тайга почти повсеместно приобрела редкий бело-черный цвет.

Мы никуда не торопились и с небольшим желанием подошли к берегу. Нам пришлось подняться на гору, потому что место выглядит красиво или панорама или стоящие кедры дразнят нас сосновыми шишками. Пока мы так ехали, не успели мы опомниться, как уже почти подошло время обеда, и мы остановились у заброшенной зимовья, распаковали чемоданы и сели на берегу обедать. Я зажег горелку, поставил на нее котел, а мой друг решил взять собаку и погулять по местности с карабином.

Во время готовки я не сразу обратил внимание на мужчину, идущего по крутому берегу с удочкой. Это было коренное племя из небольшой деревни, расположенной на побережье примерно в 30 км ниже по течению. Подойдя, он положил на камень несколько хариусов. И я предложила ему травяной чай с медом. Старик положил меховую жилетку на камень, сел на этот стул и закурил. В таких местах не принято много говорить, люди осторожны в словах, говорят скупо и по делу. Конфликт вообще не уважается. Если собеседник не сразу понял очевидное, такой оппонент его не переубедит. В противном случае он сочтет это ненужным и продолжит диалог в дальнейшем.

Так мы и сидели на берегу молча. Моя одежда промокла в реке, и я разжег пожар. С костром веселее. Приятель вернулся и тут же набросился на старика, спрашивая его, как он поймал рыбу, как сюда попал и один ли он и напуган ли он. Теперь я заметил в кустах маленькую плоскодонку. Дедушка объяснил, что товарищи отбуксировали его выше, а сам он пошел еще выше. Он спускался один и к вечеру возвращался домой и ловил рыбу с борта.

Уха была быстро готова, и мы пообедали. Спуская на воду лодку, старик рассказал, что вверх по реке шел медведь и он не мог лечь. Шатуны... Мой друг понял природу явления, но так как он живет в городе и еще рано, ему пришлось обсудить это с дедушкой, аргументируя это тем, что когда придет время, зверь уснет.Я сделал это. Старик сначала покачал головой, но потом, кажется, совсем забыл о нас и готовил в лодке свои халаты. Наконец он дал мне еще несколько тяжелых голов хариуса, а я угостил его шоколадом. Мы разошлись, лодка старика направилась вниз по течению, и мы начали новую беседу. Я хотел остаться в хижине, даже если она будет разрушена, но мои спутники хотели переночевать в палатке и идти дальше, не теряя запланированного времени. Мы отстаем от графика, хотя и в переносном смысле. С другой стороны, мы отдохнули и не доводили себя до предела. Мы решили подняться дальше в поисках места для ночлега. Честно говоря, меня эта ситуация с медведем настораживала, хотелось пройти примерно этот участок, чтобы избежать встречи любой ценой. Результаты были разными. Как это часто бывает.

Несмотря на подъем еще километров 10, подходящего места для ночлега мы так и не нашли. Я вспомнил о медведе и частично отказался от места, пытаясь проплыть как можно дальше, но тем временем осенняя горная тайга быстро закрывает солнце за своими вершинами и обещает скоро сумерки. Уже пожалев, что согласился пойти дальше, я подумал о том, как буду спать на пришвартованной лодке, и рассказал об этом другу. Он ответил, что это не первый раз. Вскоре мы поняли, где можно спокойно спать от диких зверей без необходимости выставлять охрану или каждый час бросаться в огонь. Расположение было удобным. В пойме река выбрасывала косу из песка и земли на почти вертикальные скалы. Существовало три способа добраться до этого места. Один — через реку, другой — с помощью снаряжения по хрупкому склону под углом около 80 градусов. Ну, есть еще вариант полета. На этом песчаном острове чудесным образом выросли несколько берез и вездесущая ива.

Мы прибыли в мотель в сумерках и начали с разжигания костра, сбора коряг и установки палатки. Я открыла банку тушенки, банку рыбы в томатном соусе, приготовила ужин на всех за 30 минут и решила лечь спать пораньше, чтобы успеть уйти пораньше утром. После ужина мы переоделись и забрались в спальные мешки, а собака привычно расположилась у наших ног.

В тайге, даже если есть охрана, спят беспокойно и чутко. Мы часто встречали медведей, нам везло с волками и кабанами. Шрам от кабаньего клыка на ноге моего друга и воспоминание о том, как я тусовался на дереве, оставили нас в полусне, как говорится, с глазами на прикладе ружья. Здесь, на этом безопасном острове, моя бдительность покинула меня, и я полностью отключился.

Я проснулся уже в разгар мероприятия. Падали камни, ломались ветки, злобно лаяли лайки. В таких редких случаях мы иногда выбираемся из палатки не через вход, а разрезая ножом стену (с ножом спим). В результате палатки иногда нуждались в ремонте. Мой спальный мешок был сшит так, чтобы кокон раскрывался и складывался обратно на пол за две секунды.

Выйдя из машины и достав пистолет, я включил фонарик, хотя и не мог понять, что произошло во сне. Собака залаяла, отскочила на 10 метров от костра и прыгнула на что-то черное. Рядом загорелся второй фонарь, и мы подкрались к собаке.

Судя по всему, наши шатуны валялись на оплавленных бревнах, принесенных весенним паводком. Он уже почти не двигался, поэтому я остановил его. Лайка сразу все поняла и, вероятно, от страха схватила его за переднюю лапу и в качестве предупреждения похлопала. Конечно, наш сон угас, и мы подложили дров в огонь, принялись пить чай с шоколадом и обсуждать произошедшее.

Возможно, мы по незнанию стали виновниками встречи. Несъеденные продукты и пищевые упаковки мы обычно прячем в пакеты, крепко завязываем и уносим с парковки. Когда животные приходят, они идут на запах еды, а не на огонь. Пожары также производят дым, который не нравится животным. На этот раз полуостров заставил нас почувствовать себя настолько расслабленно, что мы оставили упаковку консервов до утра, когда настороженное животное оказалось рядом и унюхало восхитительный запах своим удивительным носом. Возможно, он не хотел плыть по реке, потому что у него не было для этого никакого снаряжения. Я решился на эфир... Мы пришли к выводу, что измученное животное остолбенело от запаха тушенки и, подойдя к опушке, просто одичало. Лететь туда было метров 15... Утром, дожидаясь рассвета, мы осмотрели беднягу. Он был действительно близок к смерти, был худ, шерсть у него взлохмачена, лапы болели и гноились. Вес около 150, 130 кг... Эту зиму и в норе он бы не смог пережить. Но когда он открыл еду будущего, он смог многое сделать.

Мы благополучно пошли за ягодами и вернулись, набрав по 15 литров на каждого, включая собаку. Наш шатун лежал на бревне на полуострове, а рядом сидели две гигантские вороны, глядя на нас под углом. Природа не оставляет пищевую цепь в покое. Затем весной, когда почва на склонах начинает оттаивать, вода закапывает останки и дает пищу речной рыбе.