19 июля. Темнело. Наша группа целый день спускалась с Обзорного Буульгенского перевала в долину реки Гоначхир [будьте здоровы]
С перевала мы смотрим в светлое будущее
Перевал оказался на категорию сложнее, чем планировалось. Полностью нетронутый, без описаний прохождения. В конце концов, парка национальной зоны мира. Мы начали спускаться не на ту сторону трассы, как и планировали. Они бросили веревку. Они сбежали со скалы. Мы пересекли непроходимые заросли рододендронов и березовый ветровал со скальными разломами, затем спустились в сухое русло водопада. Этот канал спас нас от ночевки при подветренной стороне, поскольку позволял спускаться в темноте с фонариками. Из минусов - обрывы 5-10м.
Мы бросали веревки со скал. У нас их было двое. Я повесил их пополам на березу, концы бросил вниз, спустился, подошел к следующему обрыву и повесил другой. Группа медленно и печально спускалась позади меня. Они дали мне первую веревку. Я снова повесил ее, спустился вниз, подождал... Потом человек, закрывавший ее, признался мне, что веревка соскользнула с березы и мне пришлось ее держать. И сам он сошел к силе веры.
- Юля, я не чувствую базы!
- Саня, у нас его нет!!!
Мы повесили семь веревок, пять из них в полной темноте. А где-то на четвертой улице внизу появились фонари, явно ожидающие нас. Поскольку мы направились прямо к пограничному посту, догадаться о владельцах не составило труда. Мы спускались со смешанным чувством радости от того, что впереди люди, и тревоги, потому что они явно были на нас очень злы. Возможно, они хотят тебя победить.
Лагерь под перевалом
Должен сказать, что мы вошли в мирную зону абсолютно легально. Наш тур участвовал в экспедиции Русского географического общества, и они отправили директору национального парка красивое письмо с просьбой пропустить его. Дирекция не дала нам письменного разрешения, но вызвала баррикаду и дала команду впустить нас. Ну, мы пропустили - и что ж, мы не партизаны какие-то. А если бы вам не дали письменный пропуск, возможно, у них его вообще не было бы. Верно? Но когда я спустился к фонарям пограничников, у меня появилось предчувствие надвигающейся беды.
Насколько длинная, насколько короткая - последняя веревка и в 22:00 выходим к реке с чудесным названием Аделина. С другой стороны — пограничники со стандартными вопросами: кто они, откуда, откуда, почему. Пересеките реку, говорят они, и присоединяйтесь к нам. Под конвоем автомата нас доставили на погранзаставу, где уже ждала служба безопасности в парке.
К моему удивлению, они о нас абсолютно ничего не знали и требовали какого-то письменного разрешения на пребывание в мирной зоне. Чего у нас не было. Мы позвонили руководству парка, но они отказались. Мы не знаем никого такого. И тогда я понял, в каком бардаке мы оказались. Фактически нас поймали посреди тихой зоны ночью и без документов.
"Это не база! Это фигня какая-то!"
Собрали у всех паспорта и долго-долго заполняли протоколы.
Обратите внимание: Наши сняли хорошую, но нудную фантастику. Фильм Спутник. Мои впечатления ????.
Из трех инспекторов, видимо, был один, умевший писать. Остальные только что подписали. Они родили восемь протоколов за два с половиной часа, постоянно жалуясь, что из-за нас вынуждены бодрствовать посреди ночи. Но они с гордостью отклонили предложение подарить им новую ручку. Наконец, во втором часу нам сказали, что мы можем поставить палатку на озере Туманлы-Коль (до которого еще полтора километра на машине). А в 9 часов меня ждут в дирекции национального парка города Теберды для суда. Как мне добраться туда из горного ущелья, где затруднено сообщение? Ну, так и быть, меня заберут в 8:30, просто чтобы я был готов! Они оставили нас с этим, ужасно уставшими и морально сломленными.Первая веревка для спуска. Ниже вы можете увидеть озеро Туманлы и дорогу
Дошли до озера, поставили палатки и часа в три наконец легли спать. Меня разбудил голос другого мужчины, о чем-то спорившего с Наташей, жившей в последней палатке на поляне. Во сне я разделяла слова «нельзя», «инспектор» и «протокол». Время было 06:00. Потом мой сосед по палатке уверял, что его разбудил мой крик: «Ты такой засранец». Я этого не помню. Возможно О_о врёт
Я помню, как выходил из палатки и спорил с другим инспектором. Разумеется, он тоже ничего не знал ни о нас, ни о наших ночных приключениях и требовал, чтобы мы немедленно собрали лагерь и куда-то исчезли. Нам удалось выторговаться еще на час сна, и к тому времени солнце уже взошло.
Озеро Туманлы утром
8:20... 8:30... 8:40... Никого нет. Никакого ночного инспектора, никакой связи. А в 9 часов надо быть в Теберде... Только утренний инспектор, ненавистник палаток, сидит один и грустный на берегу озера. Мне пришлось вести с ним переговоры. Он подвез меня до трассы Теберда-Домбай, по которой нет-нет, но машины проезжают в правильном направлении.
Меня уже ждали в Теберде. Все трое вечерних инспекторов и менеджеров национального парка по безопасности и туризму. Они с сарказмом спросили, как я выбрался из озера. На оленях, блин.
В ясном уме я нашел в своей папке с документами оригинал приказа об экспедиции и письмо директору национального парка, отправленное месяц назад. Вернувшись к стене, присутствующие согласились, что здесь было письмо Русского географического общества. И они его испортили. А потом меня попросили покинуть офис и провели там долгое совещание. Видимо, собирались выяснить, кто виноват.
В результате долгих пререканий и урегулирования я наконец получил пропуск в запас. Но всем членам группы пообещали вынести административное предупреждение без штрафа. Через месяц на почту пришло постановление по делу, где перепутались мои данные и данные участницы Светланы. Но они сдержали свое слово: наказания не было. Они даже отвезли меня (!) обратно к озеру и пожелали счастливого пути
И ради этого вся суета!
Главное, что мы продолжили маршрут и получили бесценный жизненный опыт. Мы отделались легким страхом и недосыпанием. Вывод: не доверяйте устным договоренностям, всегда просите бумажные записи! Даже на Кавказе
Сердце заповедной территории – Клухорская долина
[мин]ТуризмГорные туры КавказТуристыДомбайДомбай-ульгенТебердаТебердинский заповедник Горный туризмПалаткиГоры КавказаСеверный КавказГорыОтдых в горах на природеАльпинизмСкалыКарачаево-ЧеркесияДлинный пост 6 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Будь как дома, путник. Как выжить при встрече с тебердинским лесным инспектором.