Приветствую всех. Сегодня я хочу поделиться впечатлениями от поездки в место, где когда-то кипела жизнь, но сейчас от него остались лишь воспоминания и следы прошлого. Речь пойдет о так называемом Коробейниковом поселении — удивительном и в то же время мрачном феномене нашей истории.
Урень-край, где я сейчас живу, в свое время стал настоящим убежищем для старообрядцев. Сюда, в глухие леса, бежали те, кто не желал принимать новую веру, кто стремился сохранить традиции и устои, завещанные предками.
Власть, как тогда, так и сейчас, всегда диктует свои правила, и несогласным приходится либо подчиняться, либо искать спасения в бегстве. В те времена бежать за границу было не принято, да и люди сами не хотели покидать родную землю. Поэтому они уходили в самые отдаленные и глухие уголки России, основывали там деревни и скиты, стараясь жить подальше от «мирской» суеты.
Однако со временем, из-за своей замкнутости и изоляции от внешнего мира, старообрядчество распалось на множество течений, каждое со своими правилами и канонами. Люди по-разному видели путь к спасению души и сохранению православия. Порой эти течения превращались в настоящие секты, что и произошло с Коробейниковым поселением.
Дорога к забытому месту
Часть пути я, как обычно, проехал на машине — насколько это было возможно. К счастью, из-за отсутствия дождей даже на легковушке можно было забраться в довольно отдаленные места. Проехав большую часть, дальше пришлось идти пешком — дорога стала непроходимой для автомобиля.
Начиная с конца XIX века некоторые течения старообрядчества, такие как «нетовщина» (Спасово согласие беспоповского толка), в Урень-крае приняли крайне радикальные формы. Одним из главных идеологов этого радикального направления стал Федор Григорьевич Коробейников. Своих первых последователей он нашел в деревне Буренино.
Углубляясь все дальше в лес, я каждый раз убеждался, что не стоило ехать на легковой машине. Хотя искушение было велико — я надеялся на передний привод и на долгое отсутствие дождей. Но здесь, видимо, дожди все же прошли, и из-за низинной местности и близости реки вода держалась долго.
Идеология забвения
Суть учения Коробейникова заключалась в том, что в мире правит Антихрист, и всем верующим необходимо покинуть этот грешный мир. Первой последовательницей его идей стала собственная жена. Она ушла в лес и умерла там от голода. Удивительно, но эти идеи стали набирать популярность среди некоторых старообрядческих течений. Многие молодые люди, в основном девушки, стали поддерживать Коробейникова.
И вот я почти дошел до места — осталось только перейти крепкий мост, и я оказался на территории бывшего Коробейникова поселения.
Где-то здесь, на высоких береговых склонах, и располагалось поселение, состоявшее из землянок. Сейчас же это место поражает своей красотой — пейзажи здесь такие, что их можно смело переносить на полотна картин.
К Коробейникову, в его поселение (если его можно так назвать), стали приезжать даже из Вятки, которая находится в 400 км от Урень-края. Но сам идеолог не спешил умирать — наоборот, он женился во второй раз на молодой девушке, которая родила ему троих детей.
Для своих последователей он рыл небольшие землянки на берегу реки, в которых фанатики и доживали свои последние дни. Где-то здесь, на крутых склонах реки Темты, и жили в своих землянках последователи «нового мессии». Точнее, они тихо доживали свои дни в ожидании смерти. Места здесь действительно красивые, и даже трудно представить, что когда-то тут могли быть землянки и жить люди. Но это факт.
Близость реки давала возможность питаться рыбой, но последователи Коробейникова, скорее всего, не пользовались этой возможностью. А вот местный рыбак вовсю ловил рыбу. В реке было заброшено около пяти удочек, плюс шестая — у него в руках. На вопрос: «Клюет?» — он ответил, что вчера клев был лучше, а сегодня ловятся в основном ерши.
Конец истории
Коробейниково поселение обросло и своим кладбищем, где хоронили последователей. По слухам, это поселение просуществовало вплоть до революции 1917 года.
Жили последователи скудно: они не носили крестов, не молились на иконы. Одевались в груботканые холстяные одежды, не пользовались спичками, а разжигали огонь с помощью высекания пламени.
Размышления об истории
Несмотря на то что я с глубоким уважением отношусь к старообрядчеству, я не скрываю таких моментов истории, как Коробейниково поселение. Я стараюсь относиться к истории открыто и не поддерживаю какую-то одну сторону. Некоторые читатели, после моих рассказов о ГУЛАГе, начали называть меня разными словами, но я считаю, что к истории нужно подходить объективно.
В истории России было много хорошего и много плохого, и это нужно помнить. Не стоит замалчивать горести одних и преувеличивать достижения других. Если вы умный человек, то к истории нужно относиться с холодной головой, которая не позволит слепо верить только одной версии событий.
Мои путешествия и походы — это своего рода крик души о том, что история нашей страны уходит безвозвратно. В общем-то, она никому не нужна. Сталинисты пытаются возродить культ Сталина и почти возвести его в ранг святых. Другие пытаются найти в его правлении только негативные моменты, что тоже неправильно. И то, и другое — крайности.
Историю, к сожалению, часто пишут по заказу той или иной власти, которая находится у руля. А наша с вами задача — относиться к этому с пониманием и душой, но без фанатизма.
Читайте также:
- Походная газовая горелка из продуктового магазина
- Путешествие в раскольничий скит ?\ Есть находки ?
- Путь до исчезнувшего скита \ Гагарин в лесу и Миша \ Монеты на дороге
Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признателен, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей слева), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
