Иногда я задаюсь вопросом: если бы не Моцарт, был бы Зальцбург так знаменит? Этот вопрос вертелся у меня в голове, пока я ехал в скоростном поезде из Вены. За окном мелькали живописные пейзажи, которые постепенно сменялись городскими видами, а затем уступали место горным склонам и ухоженным полям. Два с половиной часа пролетели незаметно, наполняя меня предвкушением нового приключения.
Вид на Зальцбург из крепости Хоэнзальцбург
Выйдя с вокзала, я сразу попал в поток туристов и школьных групп. Решив не сопротивляться общему движению, я просто пошла за толпой. Эти пятнадцать минут пешком стали для меня своеобразным ритуалом перехода в отпускное состояние души. И хотя я не сверялась с картой, интуитивно понимала, что иду в верном направлении — к сердцу города.
Мне даже не понадобился Google Maps, чтобы понять, что я достигла старого города. Архитектура сама говорила за себя: здесь чувствовался дух Центральной Европы с её классическими и историческими традициями, так отличающийся от современной застройки.
Улица, где оживает история
Моё знакомство с городом началось с главной пешеходной улицы — Гетрайдегассе. Узкая улочка была застроена плотно прижавшимися друг к другу домами, каждый из которых был окрашен в свой уникальный цвет. На первых этажах размещались магазины, а их вывески, выполненные в традиционном стиле, были настоящими произведениями искусства. Несмотря на оживлённое движение туристов, здесь царила удивительная атмосфера умиротворения, позволившая мне насладиться каждым уголком.
Вдруг я заметила скопление людей перед ярко-жёлтым зданием — все фотографировали его фасад. Это и было то самое место, ради которого многие приезжают в Зальцбург.
Место рождения Моцарта
Ещё в Вене управляющий отелем говорил мне: «Если спросите десять австрийцев о Зальцбурге, все десять ответят, что это родина Моцарта». Теперь я стояла перед тем самым домом, где родился гениальный композитор.
Купив билет, я начала своё путешествие в прошлое с верхнего этажа. Каждая комната рассказывала свою часть истории жизни молодого Моцарта и его семьи. На стенах — подробные описания, в витринах — первые музыкальные рукописи, скрипка, на которой он играл, семейное фортепиано. Генеалогическое древо помогало понять истоки его таланта. В какой-то момент мне показалось, что я перенеслась в XVIII век, ощутив почти физическую связь с композитором, будто он находился прямо передо мной.
Город, живущий в тени гения
В конце главной улицы, на площади, возвышается памятник Моцарту. Эта статуя — не просто дань уважения, а отражение того особого места, которое композитор занимает в городе. Вокруг пьедестала сидели люди: одни фотографировались, другие — студенты — делали заметки в блокнотах.
«Извините, не подскажете, где находится резиденция Моцарта?» — спросил турист у местного жителя, сидевшего рядом с памятником.
«Немного дальше по улице, увидите ярко-жёлтое здание», — терпеливо ответил тот, указывая направление.
За время, проведённое на площади, я несколько раз слышала этот же вопрос. И каждый раз местные жители отвечали с тёплой, welcoming улыбкой. В тот момент я задумалась: каково это — жить в городе, который известен прежде всего одним человеком? Как чувствуют себя люди, когда их дом постоянно ассоциируют с чужой славой, пусть и заслуженной? Приносит ли такая известность больше пользы или неудобств?
Зальцбург за пределами моцартовских троп
Но Зальцбург привлёк меня не только Моцартом. В отличие от Вены, этот город окружён горами, а река разделяет старый и новый районы. По пути в исторический центр мой взгляд постоянно цеплялся за домики, карабкающиеся по склонам, и крепость, гордо венчающую скалу.
Вид с промежуточной точки
Подъём к крепости Хоэнзальцбург по крутому склону заставил меня усомниться в правильности решения. Я представляла, как сложно должно было быть людям в прошлом доставлять сюда ресурсы. Но вид других туристов, упорно шагающих вверх, придал мне решимости.
На полпути люди начали доставать камеры. Я последовала их примеру и замерла от восхищения: весь старый город лежал передо мной как на ладони, и я могла разглядеть каждый уголок, где только что побывала.
У самого входа в крепость группа туристов неожиданно развернулась и пошла вниз.
«Она ещё открыта?» — спросила я, сбитая с толку их решением.
«Да, но входной билет слишком дорогой, да и не очень-то нам интересно», — ответил один из них.
Услышав о стоимости, я на секунду заколебалась. Но увидев счастливые лица посетителей, выходящих из крепости, решила: стоит попробовать.
Крепость, которая стала открытием
Пройдя через ворота, я столкнулась с новым испытанием — ещё более крутым подъёмом.
Обратите внимание: Как победить описторхоз и как защититься от этого после рыбалки?.
На вершине меня ждал неожиданный сюрприз: вместо грозной крепости я увидела уютную церковь, крошечные домики и хижины. Некоторые посетители обедали, мимо проезжали машины. Создавалось ощущение, что я попала в обычный жилой квартал, а не на туристический объект.Пробираясь через это «соседское сообщество», я заметила людей, идущих навстречу с фотоаппаратами и довольными лицами. Это убедило меня, что я на правильном пути к панорамной площадке.
«Вау, Зальцбург оказался таким большим, и здесь ещё столько мест, где я не была!» — вырвалось у меня, когда я увидела горы и реку на другой стороне города. Вид был настолько прекрасен, что впечатлял даже больше, чем я ожидала.
В какой-то момент я почувствовала, что ноги приросли к земле. Раньше я думала, что такие пейзажи — бесконечные горы, сливающиеся с голубым горизонтом — существуют только на открытках или в анимационных фильмах. Даже теперь, видя эту красоту собственными глазами, я не могла поверить в её реальность.
С панорамной террасы открывался вид не только на то, что я видела на полпути, но и на далёкие горы по другую сторону. Лёгкий бриз и ласковое солнце заставили меня, городскую жительницу, впервые по-настоящему ощутить красоту природы. Вся усталость от ходьбы исчезла, боль в ногах забылась. Я была бесконечно рада, что не повернула назад при виде кассы.
Спуск и неожиданная встреча
На другом конце террасы находилась трамвайная остановка. Поднимаясь, я уже замечала эти вагончики, курсирующие между вершиной и подножием. Сначала я думала, что это отдельная платная услуга, но увидев, как посетители проходят через турникеты по входным билетам, решила попробовать.
Спуск занял около трёх минут. Хотя это стало спасением для уставших ног, я нисколько не пожалела, что поднялась пешком. Из окна трамвая открывались хорошие виды, но это было больше похоже на поездку в лифте — обзор ограничивался, и сделать достойные фотографии не получалось.
Выйдя из трамвая, я увидела толпу людей, собравшуюся вокруг двух мужчин. Мне стало интересно, что может заставить столько людей остановиться в своих маршрутах и вырваться из туристического потока.
Между игроками на земле была нарисована огромная шахматная доска с фигурами метровой высоты.
«Может, сделаешь такой ход? Передвинь фигуру сюда», — советовали зрители, пока один из игроков обдумывал следующий ход.
«Если я передвину её туда, он сможет атаковать мои другие фигуры», — ответил игрок.
Через двадцать минут зрителей стало ещё больше, а те, кто наблюдал с начала, по-прежнему следили за интеллектуальной битвой.
«Отличная партия. Было приятно сразиться, надеюсь, сыграем ещё», — сказал один из игроков по окончании матча. Они уважительно обнялись и разошлись в разные стороны. Через несколько секунд толпа рассеялась, будто ничего не происходило.
Размышления на обратном пути
На вокзале я услышала, как группа туристов обсуждала, как они рады были посетить место рождения Моцарта и купить шоколад с его портретом. У меня снова возник тот же вопрос: если бы не Моцарт, приехали бы эти люди в Зальцбург?
Для меня Зальцбург оказался гораздо больше, чем просто родина гениального композитора. Этот город обладает своим характером, своей душой и множеством историй, которые он готов рассказать тем, кто готов их услышать.
© ВИКТОР ТРЭВЕЛ
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Если бы Моцарт не был родом из этого города, был бы Зальцбург по-прежнему известен миру.
