Полеты в Хурзуке

Аул Хурзук находится западнее Эльбруса, в долине реки Кубань. Много лет подряд сюда ездили летать дельтапланеристы. Условия суровые, сильные долинные ветра внизу ущелья делают посадку там некомфортной для параплана. Но, не смотря на это, в Хурзуке проводили парапланерные соревнования, при чем не один раз. Было это в девяностых

Помню, рассказывали мне один случай, произошедший на одних из них, то ли в 1997, то ли в 1998 году. Назревала гроза, задул очень сильный ветер на старте и РП (руководитель полетов) закрыл старт по условиям. Все пилоты согласились с этим решением судьи на старте, кроме одного. Назовем его Иван. Парню не было еще и двадцати. Молодой, амбициозный, он не хотел мириться с тем, что судья объявил cancel day. РП, человек с чувством юмора, сказал, что полеты он закрывает для всех, кроме Ивана. И вот, парень готов и стартует. Все слышат: "На приборе набор +4, +5, +6"... Дальше Ивана уже не слышно, он становится точкой под черной - черной тучей... Затем происходит серия сложений и пилот применяет спасательный парашют, но это ему никак не помогает потерять высоту, наоборот - восходящий поток, образовавшийся под грозой, затягивает его в тучу и он скрывается из вида. Тут же начинаются спасработы, Ивана обнаруживают живым и физически здоровым, на 15 километров ниже по ущелью, его подвез до дороги местный парень, на кош которого наш герой приземлился. После этого случая, Иван продолжил летать только через пару лет.. Горы не любят, когда к ним относятся с пренебрежением.

В Хурзуке я не был много лет и вот, в 2016 году, в середине июля, я вновь попадаю туда. Мы, с моими товарищами из Ростова, приехали полетать в этом месте. В день приезда, около 13.00, мы поднялись на старт. Завез нас местный парень, по имени Ага. Один из стартов находится на восточном склоне Кубанского ущелья, над поселком Учкулан, южнее поселка #Хурзук. Перепад высоты около 900 метров. И вот, мы приготовились, я стартую первым, вниз по ущелью, в сторону Карачаевска. За мной - Борис. Начинаем искать потоки на склонах, с южной экспозицией, над Хурзуком. Они там есть. начинаю набирать высоту в первом потоке, но понимаю, что он находится в роторной зоне, зоне турбулентности от горнодолинного ветра. Лечу искать следующий, на восток, в сторону погранзаставы. Высота растет, но потоки не высокие, они заканчиваются на уровне старта или чуть выше. Дальше - перелетаю речку Хурзук и начинаю набирать на наветренных склонах Кепурлибаши.

Мы летим вместе с Борей, набираем над сгоревшим лесом, на высоте 15-50 метров над склоном. Под нами пробегает стадо кабанов, потом появляется медведь, но мы его спугнули и, возможно, что ни один кабан, в тот день, не пострадал. Дальше - высота растет и вот, мы уже над вершиной Кепурлибаши. 3500 метров над уровнем моря, открывается вид на #Эльбрус.

Мы летим дальше. Пролетаем цирк между Кепурлибаши и Джиринбаши. Любуемся ледниковыми озерами, Эльбрусом и всем Кавказским хребтом. Дальше - идем на посадку и приземляемся возле лагеря.

На следующий день полеты были другими, погода менялась. К нам присоединились еще два пилота - Дима и Саша. Мы, с Дмитрием стартовали рано и нам пришлось приземляться, правда я сел на склон горы над Хурзуком и дождался, когда раздуется горнодолинный ветер, после чего продолжил полет, а Дмитрий приземлился внизу и больше не летал в этот день. Затем я взлетел и пошел тем же маршрутом.

В небе было турбулентно и #параплан то и дело, приходилось удерживать от сложений. Высота набиралась тяжелее, ветер разных направлений по высотам давал не совсем комфортную турбулентность, приходилось постоянно быть на чеку. Как и в прошлый раз, рельеф был рядом... Я набрал ту же высоту, что и вчера - 3800 метров над уровнем моря. Заметил облако в виде ядерного гриба, растущее над перевалом в #Джилысу

Решил дальше не продолжать полет и пошел на посадку. Приземлился в другом месте, немного выше поселка. Пришлось покувыркаться на посадке, так как ветер был сильный и параплан как парус меня потаскал. Затем - выбирался вброд по пояс через ручей. Александр, в это время тоже пошел вниз по ущелью, но он решил продолжить полет и получил серию сложений на склоне над поселком Учкулан. После чего и он пошел на посадку.

Часа через полтора началась гроза в стороне Эльбруса, сверкали молнии и гремел гром. До нас долетал шквал, который принес, почему-то, комаров и майских жуков. Мы сидели у костра, жарили шашлык, пили сухое и не очень... #парапланеризм #Кавказ #туризм #горы #парадром #КЧР

Источник статьи: Полеты в Хурзуке.