Есть известное выражение, что в России две главные проблемы. Сегодня мы не будем касаться первой, а вот о второй — дорогах — поговорим подробнее. Это тема, которая не оставляет равнодушным ни одного автомобилиста на постсоветском пространстве.
Дорога из Москвы в Череповец или обратно
Мировой рейтинг: Россия далеко не в лидерах
Всемирный экономический форум (WEF) ежегодно публикует масштабный отчет о качестве дорожной инфраструктуры в разных странах. В последнем исследовании участвовало 141 государство. Максимальная оценка, которую могла получить страна при идеальном соответствии стандартам, составляла 7 баллов. Россия в этом списке есть, но до топовых позиций нам далеко: в 2019 году мы заняли 99-е место. Впрочем, это уже прогресс — в 2017 году наша страна была на 123-й строчке.
Лидеры мирового дорожного строительства
По мнению экспертов WEF, а также по отзывам туристов и местных жителей, самые лучшие дороги — в Сингапуре. Эта страна получила высший балл — 6.5 из 7. Дороги там безупречно чистые, все участники движения строго соблюдают правила, развязки продуманы и интуитивно понятны. Качество покрытия остается отличным не только на центральных магистралях, но и на второстепенных улицах с низкой нагрузкой.
Сингапур
Второе место в рейтинге заняли Нидерланды, третье — Швейцария. Любопытно, что Япония, чья инфраструктура часто служит примером, находится на пятой позиции.
Опыт США: масштаб и долговечность бетона
Хочу отдельно остановиться на Соединенных Штатах, где создана самая разветвленная сеть шоссе в мире — ее общая протяженность превышает 6,4 миллиона километров. По качеству покрытия США находятся на 17-м месте, но по длине дорог — безусловные лидеры. Кроме того, Америка — пионер в строительстве бетонных магистралей.
Первую бетонную дорогу здесь построили еще в 1893 году. Позже этот опыт переняли Европа, а затем Китай, Япония и Австралия. Главное преимущество бетона — невероятная долговечность. Такие дороги могут служить 30–50 лет, требуя минимальных вложений в обслуживание. Они не деформируются под тяжелыми фурами даже в сильную жару, в отличие от асфальта.
Обратите внимание: Японские рыболовные снасти и приманки - почему мы их любим и так ли они хороши.
Бетон успешно используют в Канаде и на Аляске, что доказывает: миф о его непригодности для сурового климата — не более чем заблуждение. Казалось бы, преимущества очевидны, но в России массовое строительство бетонных дорог так и не началось. Вернее, не получило продолжения.
Строительство бетонной дороги
Бетонные кольца Москвы: забытый советский опыт
Интересно, что в СССР бетонные дороги все-таки строили. Инициатором был Лаврентий Берия, который в 1955 году создавал вокруг Москвы систему ПВО. Для подъездных путей к зенитным комплексам были построены так называемые Большое и Малое бетонные кольца на расстоянии 50 и 100 км от столицы. Дороги состояли из плит, которые заливались прямо на месте. По легенде, прораб замуровывал в каждую плиту свои инициалы и дату, чтобы обеспечить персональную ответственность за качество. И эти дороги служат до сих пор, хотя на некоторых участках их уже покрыли асфальтом.
Почему в России не строят бетонные дороги?
Возникает закономерный вопрос: если бетон так надежен (его, кстати, используют на всех аэродромах), почему в России по-прежнему кладут асфальт, о недостатках которого сложены горы анекдотов?
Причин несколько, и они образуют замкнутый круг. Во-первых, у нас не производят цемент нужного качества для дорожного строительства. Нет подходящего материала — нет и дорог. Во-вторых, отсутствует специализированная техника для укладки бетонного полотна.
Но есть и более серьезные препятствия. Бетон — материал, который не прощает ошибок. Малейшее нарушение технологии приведет к трещинам, скоплению воды и необходимости полной замены покрытия. Асфальт же более «терпим»: его можно латать бесконечно, знаменитым «ямочным ремонтом».
Кроме того, бетону нужно время, чтобы набрать прочность. По свежеуложенному покрытию нельзя ездить сразу, в отличие от асфальта, который открывают для движения, едва он остынет (хотя потом автовладельцы отмывают кузова от битумных пятен).
Но, пожалуй, главная причина лежит в экономической плоскости. Долговечные бетонные дороги требуют ремонта раз в несколько десятилетий. А это значит, что традиционная для отрасли схема с регулярным освоением бюджетов на ремонт и содержание становится невозможной. Когда дороги не нужно постоянно латать, исчезает и возможность для злоупотреблений, которые, увы, стали печальной нормой еще со времен развитого социализма.
#современные технологии #рейтинг стран мира #сша россия #дороги #туризм и путешествия #интересные факты #строительство дорог
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Где делают самые лучшие дороги в мире и почему Россия отказывается от такого опыта.
