Тайны Чайного Дома. Что скрывает заброшенный музей Чайных Культур?

Прогуливаясь по побережью тёплого Чёрного моря, мы не могли не заметить величественное, но печальное здание. Оно сразу привлекло наше внимание своим заброшенным, но всё ещё прекрасным видом.

Этот дом, судя по архитектуре, был построен, вероятно, во второй половине XIX века. Сейчас он стоял с пустыми глазницами выбитых окон, напоминая типичный «дом-призрак», каких немало разбросано вдоль черноморского берега. Мы ожидали найти внутри лишь пыль и запустение.

Каково же было наше изумление, когда в полумраке комнат мы встретили… людей. Оказалось, дом населяют вовсе не привидения, а добродушные временные жильцы — переселенцы, бежавшие из Абхазии во время гражданской войны. Они нашли здесь пристанище.

Из их рассказа мы узнали удивительную вещь: в советские годы в этом здании располагался музей чая. После распада СССР он был заброшен, и теперь эти люди занимают небольшую его часть, стараясь по мере сил поддерживать в доме хоть какой-то порядок.

Следы былого величия

Однако кованые лестницы, остатки богатых интерьеров и общий облик дома, больше похожего на старинную усадьбу, наводили на мысль, что изначально он принадлежал кому-то знатному — видному помещику или успешному промышленнику. Лишь позднее, после национализации, здание обрело новую, общественную функцию.

Наш путь привёл нас в город Чакви. Это место имеет особое значение в истории российского чаеводства — именно здесь, одними из первых в стране, попытались выращивать чайные кусты.

Отцы грузинского чая

Хотя первые, не слишком удачные опыты принадлежали князю Воронцову, настоящий расцвет грузинского чая неразрывно связан с двумя именами: предпринимателя Константина Попова и настоящего мастера своего дела, «чаеведа» Лау-Джен-Джау.

Лау-Джен-Джау и ещё десять китайских рабочих прибыли в Батуми 4 ноября 1893 года. Уже в 1896 году его упорный труд увенчался успехом — ему удалось приготовить первый чай, выращенный на землях Российской Империи.

Известный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, путешествуя по Грузии, запечатлел дом, где жил мастер Лау-Джен-Джау.

Дом мастера Лау-Джен-Джау Мастер Лау-Джен-Джау

И тут нас осенила догадка: а что если таинственный «дом-призрак», в котором мы оказались, и есть тот самый особняк родоначальника грузинского чаеводства?

Загадка советского периода

Бродя по просторным, несомненно когда-то богатым, а ныне сильно обветшавшим комнатам, мы задались новым вопросом. В советское время в Чакви кипела чайная жизнь: работали три чайные фабрики и одна чаепрессовочная.

Здесь же находился филиал всесоюзного Научно-исследовательского института чая и субтропических культур.

Но вот что странно: никаких упоминаний именно о музее чая в этом здании нам отыскать не удалось.

Возможно, нынешние обитатели дома немного ошиблись, и перепутали музей со зданием того самого НИИ, который здесь действительно располагался.

Стены этой заброшки хранят множество нераскрытых тайн. Они, без сомнения, являются немыми свидетелями и частью истории чайной культуры — сначала Царской России, а потом и всего Советского Союза.

А как думаете вы? Действительно ли этот дом принадлежал легендарному Лау-Джен-Джау? И что в нём на самом деле размещалось в советскую эпоху?

Материал подготовлен с помощью наших друзей команды GeoStalkФото:Александр Дягтерёв|Перевод:NordSkif