В наши дни во многих развитых туристических странах Европы и Америки маяки перестали быть просто навигационными сооружениями — они превратились в полноценные объекты туристического притяжения. По этому же пути уверенно пошла и Хорватия, что я смог воочию убедиться, путешествуя вдоль её побережья и посещая эти уникальные места.
Историческая необходимость и далматинский берег
Адриатическое побережье Хорватии отличается особым, так называемым далматинским типом берега. Здесь море как бы «затопило» древние горные хребты, прорезанные сетью ущелий. В результате образовался причудливый ландшафт с множеством островов, разделённых то широкими, то узкими заливами. Такой рельеф, живописный для глаз, всегда был серьёзным испытанием для мореплавателей, создавая дополнительные риски для судоходства. Именно эта сложность и побудила власти Австро-Венгерской империи, в состав которой тогда входила Хорватия, в начале XIX века принять масштабное решение о строительстве целой сети маяков. Их целью было обеспечить безопасность морских путей в Адриатике. Последний маяк по этому амбициозному проекту, Риваньски сестрицы близ Задара, был завершён уже на рубеже веков, в 1899 году.
От автоматизации к новому рождению: проект «Каменный свет»
Изначально жизнь на каждом маяке (хорв. svjetionik) кипела — здесь постоянно жили и работали смотрители со своими семьями. Однако к 1990-м годам технический прогресс сделал своё дело: маяки были полностью автоматизированы, и необходимость в людях на удалённых постах отпала. Жилые помещения опустели и начали постепенно разрушаться. Казалось, этим историческим зданиям уготована печальная участь. Но им была дарована вторая жизнь. Весь комплекс — и башня, и домик смотрителя — получил новое предназначение, став необычным средством размещения и уникальным форматом отдыха.
Спасению хорватского маячного наследия во многом способствовал запуск национального проекта «Каменный свет». Его главные цели — сохранить все маяки хорватской Адриатики, отреставрировать их, а также разыскать и восстановить другие, более скромные сооружения, когда-то входившие в систему навигационной безопасности, но со временем забытые. На первом этапе проекта были отобраны 11 наиболее значимых маяков. В них провели масштабные реставрационные работы, обустроили комфортабельные апартаменты и присвоили категории. Теперь они круглогодично принимают гостей, предлагая провести отпуск в абсолютно уникальной атмосфере. В этот список входят маяки: Савудрия, Рт Зуб около Новиграда, Свети Иван у Ровиня, Попер перед Премантурой, Вели Рат на Дугом острове, Пришняк около Муртера, Свети Петар у Макарской, Сушац, Струга на Ластово, Палагружа и Свети Андрий около Дубровника. Их расположение не случайно — когда-то они строились, чтобы охватить светом все ключевые участки сложного хорватского побережья.
Савудрия: старейший маяк Адриатики и история трагической любви
Маяк на мысе Савудрия, что на полуострове Истрия у самой границы со Словенией, — место особенное. Он находится всего в 30 метрах от моря, а его луч виден за 32 километра. Это старейший действующий маяк на всём Адриатическом побережье. Его возвели ещё в 1818 году по проекту талантливого триестского архитектора швейцарского происхождения Пьетро Нобиле. Сооружение из тёсаного камня представляет собой 36-метровую башню на массивном квадратном основании. На стороне, обращённой к морю, и сегодня можно увидеть памятную плиту с латинской надписью: «Cursibus navigatium nocturnis dirigendis. Franciscus I.E.I. MDCCCXVIII» («Для направления ночного курса мореплавания»), а также год основания.
Плита с надписью на фасаде маяка Савудрия
Савудрия стал первым в Европе маяком, где источником света служил каменный уголь. Позже, в 1870 году, здесь установили передовую по тем временам систему освещения Френеля со сложной составной линзой, а с 1938 года маяк перешёл на электричество.
Маяк Савудрия
С этим местом связана трогательная и печальная история любви. Говорят, знаменитый австрийский дипломат князь Клеменс фон Меттерних, известный своим любвеобильным характером, на одном из венских балов был очарован юной брюнеткой, чьей родиной были окрестности Умага. Девушка уговорила князя построить для их встреч уединённое гнездышко. Возможно, Меттерних решил совместить личное с государственным, и поэтому это «гнездышко» приняло форму маяка. Хотя строительство шло меньше года, воспользоваться им влюблённым так и не довелось — девушка скоропостижно скончалась от воспаления лёгких буквально за несколько дней до окончания работ. Эта трагическая история о несбывшейся любви и сегодня окутывает маяк особой, меланхоличной романтикой.
Томас Лоуренс Портрет князя К.фон Меттерниха. Фрагмент.1815.
Недалеко от маяка, у самой кромки воды, стоит загадочный памятник, напоминающий надгробие. На нём высечен перевёрнутый адмиралтейский якорь. Местные жители не смогли дать мне точного объяснения его значения. Однако, судя по символике, это, скорее всего, памятник погибшим морякам или затонувшим кораблям. Якорь с древних времён был в христианстве символом надежды, замаскированным изображением креста. А на надгробии он часто указывал на профессию усопшего. Так что это предположение кажется вполне логичным.
Современная жизнь маяка-отеля
Сегодня территория маяка Савудрия благоустроена: здесь есть сад и парковка. В самом здании оборудованы четыре комфортабельных спальных апартамента. Стоит отметить, что общественный транспорт сюда практически не ходит — редкий автобус рассчитан в основном на местных жителей. Добраться из ближайшего города Умага (расстояние 9 км) можно на такси или личном автомобиле. Лично я прошёл этот путь пешком, не подозревая о расстоянии, и не пожалел: дорога пролегает вдоль знаменитых хорватских нудистских пляжей.
Рядом с маяком расположен популярный кемпинг Канегра, особенно любимый туристами из соседних Словении и Италии, которые приезжают сюда с палатками и трейлерами.
Кемпинг Канегра
Из Умага, кстати, можно отправиться на экскурсию даже в Венецию. Что удивительно, сам Умаг и его окрестности, богатые памятниками разных эпох, редко предлагаются в стандартных туристических программах. Но в этом есть своя прелесть — это оставляет пространство для самостоятельных исследований и маленьких личных открытий, одним из которых для меня и стал этот удивительный маяк на мысе Савудрия.
Другие жемчужины «Каменного света»
Строительство маяков в Хорватии продолжалось весь XIX век, и каждый из них имеет свою историю и характер. Маяк Попер (1833 г.) стоит на острове вблизи Премантуры. Маяк Струга (1839 г.) охраняет вход в бухту Скривена Лука на острове Ластово. Вели Рат (1849 г.) на Дугом острове, окружённый сосновым лесом и песчаными бухтами, считается одним из красивейших на Адриатике. Свети Иван (1853 г.) построен на крошечном островке у Ровиня, с башни которого открываются потрясающие виды. Рт Зуб (1872 г.) стоит на полуострове Лантерна. Палагружа (1875 г.) расположен практически в центре Адриатики, между хорватским и итальянским берегами, и до сих пор обслуживается смотрителями. Маяк Сушац (1878 г.) возвышается на стометровой скале. Удобный Свети Петар (1884 г.) находится у входа в бухту Макарска, недалеко от знаменитого пляжа. Маяк Пришняк (1886 г.) был призван облегчить навигацию в архипелаге Муртер.
Наследники традиций
Сегодня правопреемником Австро-Венгрии в деле обеспечения безопасности судоходства у хорватских берегов является государственная компания «Пловпут». Именно в её ведении находятся все маячные службы, и благодаря её поддержке стал возможным амбициозный проект «Каменный свет». В начале его реализации Невен Шерич, руководитель отдела маркетинга «Пловпута», справедливо отметил, что проект стал важной частью экологической туристической модели Хорватии. Эта модель не только привлекает путешественников, но и создаёт устойчивый источник финансирования для долгосрочного сохранения маяков как уникальных культурно-исторических памятников [Adriatic news. 2008. № 51].
Интересное еще здесь: Туризм.
Любовь князя Меттерниха и хорватский маяк.
