Японский художник, живший в Арбатской части в 1916 году

Москва. Музей Гонолулу. Гавайи. Художник Ямамото Канаэ

Японский художник Ямамото Канаэ жил полгода в Москве с июня 1916 года по декабрь 1916 в квартире у японского консула Хирата Томоо по адресу Б.Молчановка дом 15 квартира 13. Квартира находилась на последнем этаже , и , благодаря вышеразмещенной картине, мы можем представить себе вид с верхнего балкона квартиры. Хорошо виднеется церковь Симеона Столпника. Доходный дом на Б.Молчановке 15 принадлежал Владимиру Аполлоновичу Чижову и находился в Первой Арбатской части, что между Собачьей площадкой и Поварской. В связи со строительством Нового Арбата, этот вид не сохранился в первозданном виде - его мы можем посмотреть только на этой картине японского художника. К счастью, сохранились сам доходный дом и церковь Симеона Столпника.

Б.Молчановка 15, современное фото

Этот милый дом в стиле модерн с русским фризом с гусями и кувшинками, был построен по проекту архитектора Семенова в 1903 году. Японское консульство туда в’ехало с момента своего открытия- в конце 1911 года или начале 1912 года. Консульство размещалось в квартире номер 13 - последней квартире этого дома. Часы работы консульства были с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 15:00. Консул жил в консульстве, а трое японских сотрудников консульства проживало в других квартирах в этом доме. Имя художника Ямамото Канаэ (山本鼎)я узнала случайно : когда искала информацию про японского консула Хирата Томоо в Москве (его историю я уже опубликовала у себя в разделе) , то случайно высветился его портрет кисти художника Ямамото Канаэ (1882-1946), написанный в Москве.

Музей Уэда. Портрет консула Хирата Томоо

Ямамото Канаэ родился в 1882 году в городе Окадзаки преф.Айти в семье доктора китайской медицины. В связи с новыми революционными веяниями эпохи Мэйдзи его отцу пришлось срочно переучиваться и становиться доктором западной медицины - для этого семья переехала в Токио и мальчик Канаэ заинтересовался западной живописью и гравюрой. В 1912 году он сделал предложение сестре своего друга - Муцу Исии, но получил отказ из-за нестабильноого финансового положения. Оставаться в Японии было выше его сил, и он поехал поучиться в Париж, где с большим успехом находился до лета 1916 года. В Июне 1916 года он решил возвращаться в Японию через Москву по Великому Сибирскому Пути.

Обратите внимание: Нашли останки командно-штабной машины Р-145БМ "Чайка" в заброшенной воинской части.

Из Франции он доехал до Англии, потом через Швецию и Петербург он добрался до Москвы, где решил перевести дух, воспользовавшись любезным предложением консула Хирата.

Ямамото Канаэ, автопортрет

Дух московского гостеприимства передался японскому консулу, и художник задержался в хлебосольном японском консульстве на целых шесть месяцев - полгода. Его водили в «Метрополь» , в «Яр», водили смотреть Третьяковку и его любимого Пюи де Шаванна к Щукину. Но Ямамото больше всего запомнились посещение Кустарного музея в Москве и «Ясной Поляны» Толстого, где он восхитился организацией народной школы. По возвращению в Японию , Ямамото попробует организовать такую-же у себя в городке Уэда префектуры Нагано.

Ясная Поляна - Сашка. Х-к Ямамото Канаэ , Охара худ.музей

Кроме консула Хирата, Ямамото подружился в Москве с двумя японскими студентами, которые изучали русский язык. На сестре одного из них он в Японии впоследствии по сговору и женился. Таким образом, пребывание в Москве оказало громадное влияние на Ямамото и определило его дальнейшую жизнь: он женился, и посвятил себя организации народного образования с использованием практики народного творчества.

Ямамото Канаэ

В настоящее время в городе Уэда префектуры Нагано открыт дом -музей художника Ямамото Канаэ. Он является филиалом муниципального музея г.Уэда. Особняк довольно большой - даже чуть больше здания школы в «Ясной Поляне». В нем выставляется как масляная живопись художника, так и его гравюры, которые очень известны в Японии. Среди них есть картины и гравюры, созданные в Москве. Также выставляются изделия декоративно-прикладного искусства и печатные материалы из России и стран Европы. По возвращению в Уэда из Европы в 1916 году, Ямамото стал организатором движения народного искусства. В 1922 году он учредил в г.Уэда НИИ изучения японского народного искусства..Это движение постепенно распространилось на всю страну.

Лично для меня картины и гравюры Ямамото стали приятным открытием. Прсмотрите, какой Пьеро! Он совершенно русский! При виде его сразу вспоминаешь песни Вертинского, духи « Мицуко», абсент и всю эпоху декаданса.. Поиграем в декаданс?

Пьеро. Гравюра. Музей Уэда

Автор: Светлана Хруцкая

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Японский художник, живший в Арбатской части в 1916 году.