Фокус на шинах. Часть I.
Если вы уже ознакомились с первой частью «Мегазацеп. До...», то наверняка обратили внимание на комментарий о необходимости уметь читать маркировку и рисунок протектора на покрышках.
Я считаю, что небольшой теоретический разбор не будет лишним ни для новичков, ни для опытных райдеров. Начинающим он поможет заложить фундамент знаний, а бывалым пилотам — дополнить материал в комментариях своими наблюдениями, сделав статью ещё полезнее.
Давайте разберёмся, почему шины играют такую ключевую роль в управлении мотоциклом.
В этой статье мы последовательно рассмотрим:
- основные задачи, которые выполняют мотоциклетные покрышки
- из чего состоят разные типы шин
- научимся «видеть» шину, понимая её характеристики
Шесть главных функций мотоциклетной резины отлично показаны в ролике с Майклом Риналди на новом Ducati Monster:
- Они принимают на себя вес мотоцикла и водителя
- Участвуют в работе подвески, дополняя её
- Критически важны для управляемости и эффективности торможения
- Позволяют безопасно наклонять и поворачивать байк
- Обеспечивают передачу мощности от двигателя на дорожное покрытие
- Определяют лёгкость и точность руления
Разберём первый пункт подробнее:
Проверьте свои знания — не прокручивайте вниз, пока не дадите ответ.
Почему так важно давление в шинах
Хотя мы этого не видим, именно воздух, закачанный внутрь покрышки, выполняет основную работу. Конструкция такова, что вес мотоцикла удерживает сжатый воздух, а не сама резина. Это правило действует до тех пор, пока колесо не будет проколото.
В отличие от автомобилей, нагрузка на мотоциклетную шину может меняться очень динамично. Ведь у нас есть не только пилот, но и подвижный пассажир, а также кофры, которые могут быть загружены чем угодно.
Кроме того, вес перераспределяется и во время движения — при ускорении или торможении нагрузка на заднее или переднее колесо резко возрастает, что напрямую влияет на предельную нагрузку на шину.
Максимально допустимая нагрузка зависит от размера покрышки и уровня давления в ней. Этот параметр всегда указывается на боковине в виде индекса нагрузки.
Бескамерные или с камерой?
Преимущества бескамерных шин:
- Безопасность. При проколе бескамерная покрышка спускает воздух очень медленно. Это даёт вам время на реакцию: «Что-то с мотоциклом не так? Рулится как-то странно... Совсем плохо едет. Наверное, колесо? Съеду на обочину, проверю. Включу аварийку. Точно, прокол!»
- Вес. Меньший вес означает меньшее сопротивление качению.
- Комфорт. Лучше балансируются и проще в монтаже.
Не говоря уже о том, что они меньше перегреваются на высоких скоростях.
Спицованные диски
Этот наполнитель — резиновая масса с сотовой структурой, ячейки которой заполнены инертным газом. Он имитирует эффект обычной камеры.
Дело в том, что базовое давление в таком «муссе» обычно составляет около 0,9 бар. Это увеличивает пятно контакта с дорогой и, соответственно, улучшает сцепление — тот самый «Мегазацеп»! Давление остаётся практически постоянным, поскольку такая структура не боится проколов и износа. Когда давление всё же падает, мусс заменяют на новый.
Пункт номер два: роль в подвеске.
Как и на любом транспорте, на мотоцикле крайне важно иметь исправную и качественную подвеску — это залог комфорта и стабильности вашего железного коня.
Гибкая структура шины
Благодаря эластичности резины, покрышка работает как дополнительный демпфер. Поэтому прежде чем удар дойдёт до подвески, его первую часть принимает на себя шина, смягчает и только потом передаёт дальше.
«Следите за соответствием давления условиям эксплуатации. Одно дело — ехать на 0,8 бара по песку, и совсем другое — выехать с таким давлением на грунтовку. Первый же камень может погнуть диск или повредить сальник. Возите с собой компактный велосипедный насос высокого давления и не ленитесь им пользоваться.»
В этой статье мы разобрали две из шести основных функций мотоциклетных шин — принятие веса и помощь подвеске. Ставьте лайки, пишите комментарии. В следующей части пройдёмся по оставшимся четырём.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Теория Мегазацепа.
