Основы мотоциклетных шин: почему они важны и как работают

Фокус на шинах. Часть I.

Если вы уже ознакомились с первой частью «Мегазацеп. До...», то наверняка обратили внимание на комментарий о необходимости уметь читать маркировку и рисунок протектора на покрышках.

Я считаю, что небольшой теоретический разбор не будет лишним ни для новичков, ни для опытных райдеров. Начинающим он поможет заложить фундамент знаний, а бывалым пилотам — дополнить материал в комментариях своими наблюдениями, сделав статью ещё полезнее.

Давайте разберёмся, почему шины играют такую ключевую роль в управлении мотоциклом.

В этой статье мы последовательно рассмотрим:

  • основные задачи, которые выполняют мотоциклетные покрышки
  • из чего состоят разные типы шин
  • научимся «видеть» шину, понимая её характеристики

Шесть главных функций мотоциклетной резины отлично показаны в ролике с Майклом Риналди на новом Ducati Monster:

  1. Они принимают на себя вес мотоцикла и водителя
  2. Участвуют в работе подвески, дополняя её
  3. Критически важны для управляемости и эффективности торможения
  4. Позволяют безопасно наклонять и поворачивать байк
  5. Обеспечивают передачу мощности от двигателя на дорожное покрытие
  6. Определяют лёгкость и точность руления

Разберём первый пункт подробнее:

Проверьте свои знания — не прокручивайте вниз, пока не дадите ответ.

Почему так важно давление в шинах

Хотя мы этого не видим, именно воздух, закачанный внутрь покрышки, выполняет основную работу. Конструкция такова, что вес мотоцикла удерживает сжатый воздух, а не сама резина. Это правило действует до тех пор, пока колесо не будет проколото.

В отличие от автомобилей, нагрузка на мотоциклетную шину может меняться очень динамично. Ведь у нас есть не только пилот, но и подвижный пассажир, а также кофры, которые могут быть загружены чем угодно.

Кроме того, вес перераспределяется и во время движения — при ускорении или торможении нагрузка на заднее или переднее колесо резко возрастает, что напрямую влияет на предельную нагрузку на шину.

Максимально допустимая нагрузка зависит от размера покрышки и уровня давления в ней. Этот параметр всегда указывается на боковине в виде индекса нагрузки.

Бескамерные или с камерой?

Преимущества бескамерных шин:

  • Безопасность. При проколе бескамерная покрышка спускает воздух очень медленно. Это даёт вам время на реакцию: «Что-то с мотоциклом не так? Рулится как-то странно... Совсем плохо едет. Наверное, колесо? Съеду на обочину, проверю. Включу аварийку. Точно, прокол!»
  • Вес. Меньший вес означает меньшее сопротивление качению.
  • Комфорт. Лучше балансируются и проще в монтаже.

Не говоря уже о том, что они меньше перегреваются на высоких скоростях.

Спицованные диски

Этот наполнитель — резиновая масса с сотовой структурой, ячейки которой заполнены инертным газом. Он имитирует эффект обычной камеры.

Дело в том, что базовое давление в таком «муссе» обычно составляет около 0,9 бар. Это увеличивает пятно контакта с дорогой и, соответственно, улучшает сцепление — тот самый «Мегазацеп»! Давление остаётся практически постоянным, поскольку такая структура не боится проколов и износа. Когда давление всё же падает, мусс заменяют на новый.

Пункт номер два: роль в подвеске.

Как и на любом транспорте, на мотоцикле крайне важно иметь исправную и качественную подвеску — это залог комфорта и стабильности вашего железного коня.

Гибкая структура шины

Благодаря эластичности резины, покрышка работает как дополнительный демпфер. Поэтому прежде чем удар дойдёт до подвески, его первую часть принимает на себя шина, смягчает и только потом передаёт дальше.

«Следите за соответствием давления условиям эксплуатации. Одно дело — ехать на 0,8 бара по песку, и совсем другое — выехать с таким давлением на грунтовку. Первый же камень может погнуть диск или повредить сальник. Возите с собой компактный велосипедный насос высокого давления и не ленитесь им пользоваться.»

В этой статье мы разобрали две из шести основных функций мотоциклетных шин — принятие веса и помощь подвеске. Ставьте лайки, пишите комментарии. В следующей части пройдёмся по оставшимся четырём.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Теория Мегазацепа.