Развитие туризма в России – правда или вымысел?

СМИ недавно объявили, что президент России одобрил разработку нового национального проекта - теперь по развитию туризма. Госпожа Догузова - руководитель Ростуризма, уже успела заявить, что туристическая сфера должна будет увеличить свой вклад в ВВП страны в 2 раза. Казалось бы прекрасная затея, но давайте все разложим по полочкам - не получится ли опять по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда?

Для начала оговоримся - речь идет о внутреннем туризме. Никакой внешний туризм не добавляет в государственную казну денег. Весь расчёт на то, что россияне эти деньги будут тратить во внутреннем периметре государственных границ страны.

Однако, чтобы путешествовать - нужны, скажем так, излишки, которые человек мог бы себе позволить откладывать хотя бы ради одной поездки в период заслуженного отпуска. А с этим, надо быть честным, все сложнее и сложнее. Нефть дешевеет, Байден выигрывает, Турция наглеет, а кошельки россиян худеют и пятая часть населения живет за чертой бедности. Телевизору все сложнее объяснить холодильнику, почему вместо натурального мяса на полки чаще попадает мясом пахнущая колбаса с высоким содержанием полезной сои.

Развитие туризма в России – правда или вымысел?

Тут еще ковид загостился. Пора бы уж и честь знать, так нет же, решил беспардонно задержаться, беспощадно убивая не только людей со слабым иммунитетом, но и подрывая и без того пребывающую не в лучшей форме экономику. Впрочем, все мы верим, что скороспелая вакцина Гамалеи прогонит его рано или поздно. Речь сейчас о другом - финансы простых россиян поют романсы и шансов на то, что их траты на туристические поездки вдвое увеличат поступления от туристической отрасли, пока сомнительны.

Впрочем, это не единственная проблема. Возьмём, к примеру, транспорт. Железнодорожные пассажирские маршруты, проложенные зачастую ещё при царе-батюшке, удручают своей ограниченностью. Весь мир носится по рельсам со скоростью свыше 300 км/ч, а наша государственная монополия трясёт вас от станции к станции в лучшем случае со скоростью 80, похоронив и без того весьма скромные планы по строительству высокоскоростных магистралей. При этом стоимость билетов на железке - это отдельная история: самолёт, который быстрее и в отдельных случаях комфортнее, частенько дешевле, чем железнодорожный сервис.

Но и с самолетами не все слава богу. Они курсируют как правило между крупными мегаполисами, в которые гарантирован пассажиропоток. В остальные города потом ещё надо как-то добраться другими видами транспорта. И это квесты не для многодетных семей и уж точно не для людей с ограниченными физическими возможностями. Тут или путешествовать налегке, или ограничивать свой маршрут воздушно-железнодорожной инфраструктурой.

Казалось бы выручить мог бы автомобильный транспорт, но на поверку оказывается, что самое обустроенное для туристов направление - это только север-юг от Питера до Чёрного моря. Свернуть с этого маршрута автотуристу рекомендуется лишь тогда, когда он страшно соскучился по ненавязчивому советскому сервису - ни гостиниц, ни мотелей, в багажнике лучше иметь запасную канистру бензина и набор запчастей, потому что из автосервиса на ближайшие 500 км может оказаться только сельская МТС.

Но и с комфортной М4 не все благополучно. Мало того, что с водителей стали брать деньги за проезд, не всегда гарантируя при этом высокое качество дорожного покрытия, так в летний период здесь в обе стороны набивается столько машин, что постоять в пробке здесь также привычно, как и в любом городе. А объехать нет никакой возможности - нормальной альтернативы, где не рискуешь оставить колеса на обочине, просто-напросто нет.

Таким образом россияне испытывают при путешествиях не только финансовые сложности, но и транспортный дискомфорт.

Но даже и это можно преодолеть, закаляя характер. На повестке, пожалуй, главный вопрос - куда ехать? Летом все почему-то ломятся к морю. Скорее всего этот ритуал был заложен ещё в СССР и должен был по всей видимости демонстрировать социальную состоятельность. Это было одно из немногих благ, которым себя мог побаловать советский человек. Союза давно нет, а привычка привозить домой шоколадный загар и расстроенную печень осталась. И предложить, похоже, туристической отрасли, кроме черноморских курортов особо нечего. Есть, конечно, ещё традиционные направления типа Кисловодска или Золотого кольца, Домбая, Лагонаки и, конечно, Москва и Питер. Вся остальная страна с её невероятными духовными и оздоровительными ресурсами находится на задворках туристических предпочтений. И как бы ни старались отечественные звёзды за очень приличные гонорары пропагандировать внутренний туризм, сами они предпочитают зарубежные места для отдыха. Хочется тут поставить грустный смайлик.

Ситуацию с комсомольским задором пытается исправить президентская платформа «Россия - страна возможностей», в рамках которой вот уже второй сезон существует конкурс «Мастера гостеприимства». Инициативных граждан заманивают в проект, суля гранты и поддержку опытных наставников, в обмен на готовность поработать в сфере туризма. И это, безусловно хорошо, но разве таких перемен ждёт туристическая отрасль? Любому нормальному туристу интересен «город сад», а не стройплощадка, на которой он то ли будет, то ли нет. И национальный проект, похоже, призван изменить ситуацию. Но если серьезно подойти к документу, то очень скоро выяснится, что думать придётся не о туризме как таковом, а экономке в целом, которая должна естественным путём развить туристическую инфраструктуру. Причём, не только праздного, но и делового туризма. Человек, решая свои задачи должен быстро и комфортно перемещаться, без труда находить, где переночевать и вкусно и недорого поесть. Это станет возможным лишь тогда, когда регионы начнут развиваться также быстро, как и столичные города. Они сразу начнут предлагать не только работу, но туристические услуги, продвигая и рекламируя свою самобытность и состоятельность.

А пока этого не случится национальный проект по туризму будет очень напоминать союз «Меча и орала», созданный Остапом Бендером с одной единственной целью - выудить у доверчивых единомышленников побольше денег, не обещая особо ничего взамен.

В этом контексте весьма симптоматичными выглядят выводы Константина Семина, журналиста, телеведущего, эксперта Московского экономического форума. Он считает, что решение может быть только одно - смена всей экономической системы, которая должна быть построена не на частном присвоении, а на государственном планировании. Хотя, «это выглядит утопично, до тех пор, пока государство принадлежит крупным корпорациям и крупному капиталу», - признает сам Семин. Но в целом он скорее прав - надо менять экономическую стратегию, развивать всю страну, а не «территории или проекты опережающего развития». Иначе идея национального туризма повторит судьбу дальневосточного гектара - так и останется странной несбыточной мечтой.

А вы так не считаете?

Источник: https://instagram.com/me_forum