Осенняя Почепсуха (Часть 1)

В третьи выходные октября 2020 года я решил прогуляться на гору Почепсуха. Эта небольшая вершина (911 м) располагается в Туапсинском районе на Главном Кавказском хребте (далее ГКХ). Надо сказать, что это район для меня был совсем незнакомый. Я слишком много ходил по более высоким горам, а западнее горы Индюк захаживал слишком редко. Проведя все лето на уже хорошо знакомых маршрутах в высокогорье, я решил отправиться в небольшой поход на Почепсуху, чтобы утолить свою жажду поиска новых мест. Почему же выбор пал именно на эту гору? Да просто название у неё запоминающееся и смешное! Когда я искал информацию о ней и о местной речке Большая Собачка в интернете, Яндекс мне выдавал нечто вроде "Что делать, если ваша собака постоянно чешется?". Впрочем, в том районе есть горы с другими забавными названиями, например, Хлебушко.

Утром 17 октября со своими знакомыми я прибыл на электричке "Горячий ключ - Туапсе" на станцию Афапостик.

Станция

Отсюда начался наш поход выходного дня. Сначала мы прошли немного по железной дороге, затем свернули вправо вниз по широкой тропе. Далее перешли через порядком обмелевшую реку Псекупс по висячему мосту.

Мост через Псекупс
Река Псекупс

Потом по широкой проселочной дороге свернули влево, перешли через речку Большая Собачка и вышли к небольшому дачному посёлку. Быстро его оставили позади и оказались в лесу. Дорога стала идти слева от реки.

Осенняя Почепсуха (Часть 1)

Удобная, широкая, ровная, она нигде не терялась.

Временами попадались развилки, но мы их игнорировали и шли по основному пути, ориентируясь по направлению русла.

Основная дорога
Обмелевшая Большая Собачка

Подъёмы почти не встречались. Пейзаж кругом был довольно однообразный, но мы постоянно разговаривали, поэтому скучать не пришлось.

Осенний лес

Первые 8-9 километров мы почти пролетели, разгоняясь порой на приличных скоростях. Затем дорога перешла на другой берег. Река здесь уже была полностью сухая. После брода начался первый выраженный подъем.

Типичный местный пейзаж

А ещё через пару километров основная дорога стала уходить куда-то влево. Нам, судя по карте, нужно было отойти от русла Большой Собачки на приток. Туда тоже отходила какая-то дорога, но качество её было заметно хуже.

Заросшая дорога

Тут наш шаг немного замедлился. Сильно заросшая, разбитая, иногда теряющаяся старая дорога уходила все дальше на подъем, петляя между отрогами.

Высохшее русло притока Большой Собачки

Местами попадались колючие заросли, а также завалы. Видно было, что этой дорогой уже давным давно никто не пользуется. Разве что, туристы. Но никаких следов стоянок или мусора мы нигде не видели. Попадались только следы кабанов. Скоро начался крутой дорожный серпантин.

Тут уже давно никто не ездил

За очередным поворотом мы уперлись в особо сильные заросли. Обходить их пришлось по крутому склону сверху. Наконец, мы снова выбрались к руслу Большой Собачки. Тут кругом уже был совсем дикий дремучий лес. Достаточно темно, сыро, кругом растут хвойные деревья. Люблю такие места! Недалеко отсюда на карте обозначены два водопада. Однако в такую засуху было решено не заходить в каньон (воды практически нет), а начать подниматься сразу на вершину. По прямой до неё оставалось около двух километров. При этом набор высоты более 600 метров. После короткого отдыха, мы отправились вверх по бездорожью. Взяв курс между балок, скоро мы вышли на макушку узкого отрога, где чуть выше обнаружили натоптанную звериную тропу, типичную для подобных мест.

Тропа на отроге

Идти было удобно, колючие заросли уже почти не встречались. До заката оставалось чуть больше часа, солнце уже постепенно скрывалось от нас за ближайшими лесистыми холмами. Тут показалось широкое место на отроге с небольшим выполаживанием. Там встретились надписи на деревьях.

Затем подъем продолжился.

Путь по отрогу

Скоро мы подобрались к месту с хорошим видом на нашу цель.

Вид на финальную часть подъёма

Почепсуха была уже совсем близко. Отрог здесь резко сворачивал влево и поначалу уходил чуть вниз. Мы осторожно спустились по каменистому участку в седловину, а затем снова принялись подниматься.

Каменистый спуск

Отрог там уже был совсем широкий, а лес почти чистый без подлеска.

Кое-где попадалась старая маркировка (палочка в круге) на деревьях.

Старая маркировка

Затем слева стали появляться неплохие виды на долину истоков Большой Собачки.

Вид с отрога

Далее отрог стал круче забирать вверх, появились заросли. У самой гребня я надеялся увидеть дорогу и широкую поляну (как обозначено на карте). Однако там росли деревья и всюду попадались колючие кусты. Удивившись этому, я попробовал пройти чуть вниз на противоположный склон и тут услышал незнакомые людские голоса и даже крики. Через несколько секунд, выбравшись из кустов, я оказался у края субальпийских лугов на широкой тропе. Передо мной стояла туристическая группа. Оказалось, что первоначально меня приняли за кабана! Уж слишком лихо пробирался через кусты. Как выяснилось, ребята пришли сюда от станции "Чинары", куда я запланировал спускаться на следующий день. Они же намеревались уходить в Афапостик. Таким образом, наши пути пересеклись как раз посередине!

Тут подоспели мои знакомые. Мы уже были в предвкушении выхода на вершину. Попрощавшись с туристами, мы свернули влево на тропу и стали двигаться по гребню в сторону вершины. Оставалось совсем чуть-чуть. Виды с гребня открывались просто отличные!

Осенняя Почепсуха (Часть 1)
Вид с ГКХ на южный макросклон

Высоких гор конечно, не было видно, но зато обзор был огромный. Даже море просматривалось вдали. По прямой линии до него было чуть больше 20 километров.

Главный Кавказский хребет
Вид в сторону моря
Гора Почепсуха

На вершине Почепсухи мы заметили ровную площадку, там и поставили палатку.

Вид с вершины горы Почепсуха
Вершина горы Почепсуха (911 м)

Скоро стало быстро темнеть, поднялся ветер.

Вечером

Но мы ещё какое-то время сидели снаружи, накинув спальные мешки, смотря на закат, далёкие огни приморских посёлков, а также любуясь звёздным небом.