Товар vs продукт

Товар vs продукт
У нас, на постсоветском пространстве, много чего интересного происходит в последние 27 лет. Меняемся мы - поколение “Х”, рождённые при плановой, а обученные при мобилизационной экономике. И, хотя, политики, тираны и всякие прочие начальники, ввиду того, что добиться абсолютной лояльности к идеологии от нас практически нереально, считают нас потерянным поколением, мы все таки становимся лояльными потребителями брендов. Потихоньку платить за услуги и получать от них удовольствие учатся наши родители. По ходу, уже совершенно естественно воспринимают сервис наши дети.
Вот только с маркетингом полная засада и “воз и ныне там”.То есть маркетинг как бы есть. И маркетологи есть. И даже создаются их ассоциации и профсоюзы. Но как не было, так и нет ориентации на потребителя, как на центр мироздания. А если кто-то, чьи корни происходят из эпохи исторического материализма, когда-то все-таки захочет начать рисовать эту “картину маслом”, так тем, ИМХО надо перво-наперво разобраться в разнице между товаром и продуктом.Как-то, пару месяцев назад, на даче, я попросил своих детей собрать остатки вишни-шпанки для бабушки-дедушки. Процесс сбора фруктов в нашей семье дачников (не важно добровольных-ли или по-рождению) никому не нов. Однако, в ответ я получил сразу множество вопросов-наперебой: “Где собирать?”, “Во что собирать?”, “При помощи чего собирать?”.Обычно, ответить на них - самый простой путь достижения цели (пусть и связанный с неким легким раздраженьецем). Но в этот раз я решил не искать лёгкости, а указал на то, что они итак все сами должны знать и пора бы мол уже начать сбор. Зато потом, по результатам, пришлось вспомнить старое-доброе упражнение на определение того, что есть товар и что есть продукт - на примере данного кейса. И, что бы совместить полезное с приятным и удвоить эффект, последующая за этим “лекция” на примере данного кейса охватывала то, а что же есть товар и что есть продукт для обеих сторон - заказчика (меня) и исполнителей (детей)?Давайте исходить из того, что мы на даче представляем некое сообщество (колхоз, кибуц, общину, если вам угодно), - начал свою беседу я. (Прим.: мы действительно это представляем, т.к., особенно в последние годы, когда дети подросли, здесь всячески проповедуются и применяются принципы свободы через личную ответственность). Значит наши взаимоотношения в большей степени базируются на свободном обмене услугами (разумеется в рамках определенных правил), нежели на вертикали власти, верно? Верно. И как заведено, там, где меньше авторитаризма, возможно зарождение рационализма, на который в общем-то и направлено мое сообщение.
А коли, пусть даже на условно-свободном рынке [услуг], всем управляет маркетинг, то очень важно понимать разницу между тем, что производится (либо оказывается в форме услуги) и тем, что покупается (потребляется). По прогрессивным понятиям, покупателем может считаться не обязательно внешний заказчик услуги, но и внутренний.Заказав сбор шпанки для бабушки-дедушки (непосредственных потребителей готового продукта “шпанка в их холодильнике”), я являюсь внутренним заказчиком в цепочке создания ценности, внося свой вклад в виде работы по координации процесса (предпочитаю этот термин), либо по управлению (если вам так угодно) и ответственным за логистику (доставка шпанки с дачи вплоть до родительского холодильника). В то же время я тоже произвожу продукт, только неосязаемый, интеллектуальный, в виде добавленной ценности, выраженной в инструкции по сбору, по применяемым инструментам, в распланированных и обозначенных сроках, контролю качества и пр.И если я предоставил свой продукт качественно - поставил посильную задачу в выполнимые сроки, спокойно все разъяснил, убедился, что все понятно, то дети-исполнители также должны поставить взамен качественный продукт. А он включает не только товар в виде вишни в ведре, оставленном [как обычно] невесть где. Продуктом - т.е. комплексом услуг можно назвать полное ведро спелой шпанки, поставленное в тень, недалеко от папиной машины. Безопасность и справедливое распределение труда в процессе сбора соблюдены. Все используемые инструменты собраны и убраны на место...Так вот, в итоге, несмотря на все мои увещевания, ведро было собрано не полностью. Но это меньшее из зол. Это недоработка, скажем так - производственный брак. Но к так называемой внутреннему маркетингу это все-таки имеет отношение, хоть и косвенное.Переходим к сути данного эссе.
На простом языке товар - это то что лежит на складе. Либо то, что где то там производится производителем. Либо то, что бабушка надвое предсказала и все такое - словом то, что нельзя здесь и сейчас использовать. Продукт-же может употребляться и приносить пользу здесь и сейчас.Ранее мы дома обсуждали это на более простых примерах: принес к столу хлеб без ножа - товар вроде поставил (просили-же хлеб), но продукта, которым можно пользоваться нет. Подала суп без ложки - тоже самое.Шпанку из недособранного ведра вроде тоже можно есть. И варенья наварить из нее тоже можно. Но здесь задача усложняется, так как процессы многосложнее и количество участников больше. Поэтому разница в товаре-продукте здесь не столько в самой вишне-шпанке и не в её условном собранном количестве, а еще и во многом том, что происходит вокруг этого ведра - необходимой информации, знаниях, процессах сбора и логистики - т.е. в целом сопутствующем перечне услуг. В случае с хлебом (с или без ножа) и супом (с или без ложки) продуктом является просто принести и то и другое. Ни суп ни хлеб не приготовлялись нашими “курьерами”, да и дальше не отправлялись. Хотя для курьеров лет эдак пяти-шести, по сложности, эта задача соответствовала-бы сбору вишни и тоже была бы необходимость в инструкции “хлеб с ножом таким то оттуда”, “суп с такой то ложкой, взятой оттуда”.Возвращаясь к сбору вишни - выходит, я не предоставил моим исполнителям четких инструкций о том, как решить проблему здесь и сейчас, а лишь распространялся о том, что мол эта операция уже много раз повторялась, вишня собирается каждый год, инструменты одни и те же и все такое. То есть, читал нотации вместо того, чтобы быть более эмпатичным для того, чтобы понять “боль низкомотивированных”. И, в итоге, рационализировать свои мысли и действия в соответствии с целью достигнуть конкретный результат, а не причитать по поводу того, что каждый год одни и те же вопросы, о их “короткой памяти” и т.п. - то есть о необратимых факторах. И это было бы в данной операции “продуктом” с моей стороны. А так я поставил своим подрядчикам голый “товар” - административный приказ собрать вишню.Маркетинг-менеджмент. Хорошее словосочетание, верно? Менеджмент, пронизанный, пропитанный маркетингом. Неважно - внутренним ли маркетингом или внешним, но именно маркетингом, через понимание того, а что есть мой продукт. И эмпатичного понимания того, а кто и как будет им пользоваться, и сможет ли воспользоваться?И создавая этот материал я тоже должен был позаботиться об этом. Не просто быть довольным, что написал и выложил очередной блог-пост на заумно-философскую тему (товар). А что получает в итоге в качестве продукта мой читатель, расплатившийся сполна за него своим временем?Удалось ли мне создать читабельный материал, приносящий Вам ценность в виде маркетинговых знаний?Приходилось ли Вам заниматься разъяснением кому-то разницы между товаром и продуктом или самим задумываться об этом?
Товар vs продукт