Хельсинки — город с относительно молодой историей, ему чуть больше 450 лет. Интересно, что самые старые здания здесь насчитывают лишь около двух столетий, ведь в 1808 году сильнейший пожар практически стёр город с лица земли. Из-за этого вы не найдёте здесь типичных для многих европейских столиц готических соборов, средневековых замков или лабиринта узких улочек. Зато архитектура последнего столетия впечатляет своим разнообразием и гармонией. Модерн начала XX века, его последователи — конструктивизм и функционализм, а также их современные интерпретации создают удивительно цельный и продуманный городской ландшафт.
Особняком в этой архитектурной гармонии стоит ансамбль Сенатской площади, созданный в середине XIX века. Его жемчужина — величественный белоснежный Кафедральный собор, рядом с которым возвышается памятник российскому императору Александру II. Хотя этот классический ансамбль выбивается из общего стиля, он отнюдь не портит картину, а, наоборот, стал визитной карточкой города. Лично я, не будучи большим поклонником классицизма и ампира в архитектуре, был совершенно очарован этим местом. Оно действительно обладает невероятной, торжественной красотой.
Историческая связь с Российской империей оставила в облике Хельсинки заметный след, создав уникальный сплав западного и русского влияний. Многие архитекторы, создававшие ключевые здания той эпохи, были выпускниками петербургских учебных заведений. Памятник Александру II установлен здесь не случайно: этот император даровал финнам значительные свободы, ввёл национальную валюту и уравнял финский язык в правах со шведским, за что и почитается в Финляндии. В его честь названа и одна из центральных улиц.
Хельсинки — одна из самых северных столиц мира. Если говорить о материковых столицах, то севернее её нет ни одной. Это звание делит с ней только островной Рейкьявик.
Если бы мне нужно было описать Хельсинки одним словом, я бы выбрал «комфортабельный». С точки зрения повседневной жизни и удобства, это, пожалуй, самый приспособленный для человека город из всех, где мне довелось побывать.
Язык и культура: от стереотипов к реальности
В наших анекдотах финнов часто изображают медлительными, растягивающими слова. Стереотип, видимо, родился из-за обилия сдвоенных букв в финском языке, который иностранцам действительно трудно выговорить быстро. Но сами носители языка говорят на нём с такой скоростью и чёткостью, что позавидует любая пулемётчица из тех же анекдотов.
Что касается языкового вопроса, то здесь Финляндия демонстрирует удивительный пример уважения. Хотя шведский является историческим языком меньшинства (на нём говорит около 6% населения), он имеет статус государственного наравне с финским. Все надписи, указатели, названия улиц дублируются. Сам Хельсинки — это и Helsinki, и Helsingfors. Такой подход к культурному наследию и правам меньшинств многим «демократическим» странам мог бы послужить отличным уроком.
Музеи и память: бережное отношение к наследию
Спросите себя: много ли вы знаете выдающихся финнов? Сибелиус, Маннергейм, автогонщик Хаккинен, Туве Янссон с её муми-троллями... На первый взгляд, список не так уж велик. Но финны умеют ценить то, что имеют. Каждый, даже самый скромный, артефакт истории здесь бережно сохранён и красиво представлен. Яркий пример — Музей города Хельсинки, расположенный в старейшей каменной постройке города, доме Седерхольма (1757 год). Постоянная экспозиция занимает всего один этаж небольшого трёхэтажного здания, но оформлена она безупречно. Это современный интерактивный музей, рассказывающий о недавнем прошлом города, в основном о быте середины XX века. А ещё приятный бонус — вход бесплатный. Остальные помещения отданы под сувенирные магазины, кафе и временные выставки.
Рядом с музеем находятся Президентский дворец, Торговая площадь и начало Эспланадного парка — ещё одной знаковой городской зоны.
В восточной части парка стоит фонтан «Хавис Аманда» — бронзовая русалка, символизирующая рождение города. Интересно, что в 1908 году, при открытии, обнажённая скульптура шокировала публику. Забавно думать, что те самые финны, которые спустя полвека, в 1970-х, славились своей раскрепощённостью в гостиницах Ленинграда, когда-то смущались столь невинной, в общем-то, статуи.
Странные и прекрасные памятники
А вот памятник «Трём кузнецам», установленный в 1932 году, уже никого не смущал. Скульптура, изображающая трёх обнажённых мужчин с молотами, иллюстрирует местную легенду. Колдунья пообещала выдать дочь за того, кто выкует счастье. С тех пор кузнецы и бьются над этой задачей. По другой версии, они опустят молоты, когда мимо пройдёт девушка, прекраснее дочери колдуньи. Почему они голые? Художник так увидел. Легенда по-фински практична: лучше кузнец под рукой, чем мифический принц где-то в мечтах.
Очень оригинален и памятник композитору Яну Сибелиусу, напоминающий набор гигантских органных труб. Его можно не только осмотреть снаружи, но и зайти внутрь, что открывает ещё более интересный ракурс.
В Хельсинки много необычных памятников. Вот, например, «Петушок Фацера». Многие сначала принимают его за позвонок доисторического животного. На самом деле это леденец на палочке — дань уважения Карлу Фацеру, основателю знаменитой кондитерской компании. Правда, форма петушка весьма абстрактна — то ли таким его делал Фацер, то ли таким его увидел скульптор.
На фоне этих авангардных произведений классический конный памятник маршалу Маннергейму смотрится почти консервативно. Разве что шапка-ушанка на бронзовой голове выдаёт суровый северный климат.
Доступная демократия и современная архитектура
Напротив памятника Маннергейму находится здание финского парламента. Но больше, чем его архитектура (напоминающая строения Третьего рейха), меня впечатлил принцип работы. Любой человек, независимо от гражданства, может прийти в среду и, как зритель, послушать парламентские дебаты. Попробуйте сделать такое в Госдуме или даже в местной горсовете — вряд ли получится. А здесь — пожалуйста. Вот она, демократия в её изначальном, афинском понимании.
Рядом с парламентом расположены Национальный музей Финляндии в здании, напоминающем церковь, и Дворец «Финляндия» — концертный зал работы знаменитого Алвара Аалто, «отца» скандинавского модернизма. Честно говоря, внешне дворец меня не сильно впечатлил, но, возможно, в следующий раз стоит оценить его изнутри.
А вот соседние Дом музыки и Музей современного искусства «Киасма» (который проектировали почти 40 лет!) мне очень понравились своей смелой и динамичной архитектурой.
Жемчужина в скале
И, наконец, одна из самых удивительных достопримечательностей — Церковь в скале (Temppeliaukion kirkko). Высеченная в гранитной толще, снаружи она похожа на здание цирка, но внутри это светлое, просторное помещение с фантастической акустикой. Здесь не только проводят службы, но и концерты, вплоть до «металлических месс», где гимны исполняют под тяжёлый рок.
Послесловие: чистый, но курящий север
В 1980-х мой родственник, побывав здесь, поражался, что улицы моют с шампунем. Сейчас этим в Петербурге никого не удивишь. А вот меня во время первой поездки восемь лет назад удивил мусор у вокзала — на фоне Хельсинки Петербург тогда казался чище. Сейчас же финская столица сияет чистотой. Также бросилось в глаза почти полное отсутствие мигрантов — их стало даже меньше. Зато курящих на улицах людей любого возраста и пола здесь заметно больше, чем в Петербурге. Это, пожалуй, минус.
Если честно, единственный реальный недостаток Хельсинки — его северное расположение. В остальном — это замечательный, продуманный, комфортный и очень живой город, в котором удивительным образом сочетаются история и современность, скромность и размах, практичность и романтика.
#путешествия #хельсинки #туризм в хельсинки #финляндия #скандинавия
