Глубоко в некогда секретных лесах Хехцирского заказника, в 1960-х годах, развернулось масштабное строительство. Здесь появился закрытый военный городок войсковой части 62951 и обширные подземные сооружения заглублённого командного пункта штаба армии ВВС под кодовым названием «Крона», включая его узел связи. Однако в 2000-х часть была расформирована, и эти некогда стратегические объекты оказались заброшены.
В этом рассказе я поделюсь впечатлениями от посещения бункера заглублённого узла связи с позывным «Походный». Именно он обеспечивал устойчивую связь командного пункта со штабом округа и другими аналогичными объектами.
На схеме видна структура узла связи и дизельной электростанции, которые мы и исследуем.
Скрытый среди деревьев
Этот объект был построен из быстровозводимых сборных конструкций. Уже в те годы они не могли выдержать прямого попадания авиабомб, но их главной задачей было не это. Конструкции отлично маскировали всё, что находилось внутри, среди густого леса, а также помогали поддерживать постоянный микроклимат, что было критически важно для стабильной работы чувствительного приёмно-передающего оборудования.
Раньше над подъездной дорогой и входами была натянута маскировочная сеть, скрывающая их от посторонних глаз.
На вершине искусственного холма, среди деревьев, были установлены антенные мачты. Одну из них нам ещё удалось застать на месте.
Мачты держались на прочных тросовых растяжках.
Если смотреть на объект сверху, его выдавали только торчащие среди зелени воздухозаборники вентиляционных шахт.
Так выглядели основные входы в блоки бункера.
Рядом с одним из них был оборудован каменный колодец.
А это — тыльный выход.
Теперь пройдём внутрь.
Внутри подземного лабиринта
На входах в блоки когда-то стояли такие герметичные двери.
Всего блоков было пять, и они соединялись между собой подземными коридорами — потернами.
Одна из вентиляционных систем объекта.
Остатки аппаратуры узла связи. Здесь когда-то располагались пакетные предфильтры.
Оперативный зал.
Блоки расположены на разных уровнях, поэтому соединяющие их коридоры в некоторых местах имеют довольно крутой уклон.
В 2012 году сюда пришли сборщики чёрного металла и активно принялись за работу, которая продолжается до сих пор. На фото видна уже срезанная и подготовленная к вывозу гермодверь.
Переход в очередной блок.
Сердце объекта — аппаратная узла связи.
Ещё несколько уцелевших на момент нашего посещения стоек с оборудованием.
Рабочие помещения.
Посты управления.
Груды документов...
Их подготовили к вывозу так называемые «спасатели» и оставили в куче недалеко от одного из входов.
Склады запасных частей и имущества (ЗИП).
Здесь произошёл обвал. В конце коридора находилась вентиляционная шахта поста поверхностного визуального наблюдения.
Выход, который завалило.
И повсюду на полу — горы разбитых радиодеталей.
Ещё помещения с запасными частями.
Санузлы.
Пустые, полностью разграбленные блоки.
Снова переходы.
Выпотрошенные сейфы.
И бывшие кабинеты.
Поднимемся обратно на поверхность.
Вокруг бункера
У тыльного выхода находились небольшие складские помещения.
А напротив главных входов, через дорогу, располагалась территория дизель-генераторной электростанции. Она должна была обеспечивать бункер электричеством в случае повреждения основной линии.
Блок дизельной электростанции также был скрыт под землёй. Раньше на входе стояли гермоворота, но их унесли.
В помещении было установлено три дизельных генератора, но теперь о них напоминают лишь подводы выхлопных труб.
Подвод выхлопной трубы.
В тыльной стенке даже сохранилась наполовину закопанная гермодверь.
Сбоку к залу с дизелями примыкал ещё один герметичный отсек с двумя небольшими помещениями для запаса топлива.
Колодцы для выхлопа и забора воздуха. Их оголовки уже были срезаны.
Но внутри сохранились сопла воздухозаборника.
И трубы выхлопа.
И, наконец, шахта аварийного выхода и та самая уцелевшая гермодверь. На этом наша экспедиция завершается.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших исследованиях.
