В каждом позиционном районе ракетных дивизий РВСН существовали специальные технические ракетные базы, служившие для приёмки ракет и отработки действий личного состава по их сборке, заправке и установке на боевые стартовые позиции. Такие базы РВСН довольно редкие, ведь их строили по одной на несколько ракетных полков.
Межконтинентальные баллистические ракеты первого поколения не могли долго находиться в заправленном состоянии и поэтому хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками. Требовалось значительное время для приведения их в боевую готовность и это требовало подготовки боевых расчётов для слаженных действий, для чего и строились такие ракетные технические базы.
Сегодня мы расскажем про старую "6-ю площадку" 2513-й технической ракетной базы в.ч. 05204 с позывным "Алфавит-6", построенную в первой половине 1960-х гг. для отработки действий ракетных полков 47-й ракетной дивизии РВСН, вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами Р-16У.
После снятия с вооружения в 1977 г. ракетных полков, вооружённых ракетой Р-16У в 600 метрах от территории старой площадки была построена новая для отработки действий с ракетами УР-100К, а старую площадку перестроили и использовали как дополнение к новой ТРБ.
А после расформирования в 1992 г. всех ракетных полков 47-й ракетной дивизии, территорию заняли другие войска, которые находились здесь до начала 2000-х гг.
В настоящее время уже несколько лет на бывшей ТРБ ведутся работы по рекультивации территории.
Теперь главный въезд на территорию выглядит так. Никаких ворот, КПП разбито.
Хотя ещё сохранились периметры, окружавшие территорию базы.
На базу заходила своя железнодорожная ветка, по которой привозились ступени ракет. Здесь их разгружали, хранили, обслуживали и выдавали на боевые стартовые позиции. Здесь же производилась отработка действий обучаемого личного состава по заправке, сборке и установке ракет.
На территории базы было много различной техники обеспечения, требовавшейся для обеспечения подготовки пуска ракетР-16. Это были различные тягачи, установщики, краны, транспортеры, топливовозы, топливозаправщики, различные инженерные группы, ОРМ и т.д. И для всего этого нужны были укрытия.
Рекультивация идёт полным ходом. Слева скелет одного из двух гаражей заправщиков ракет. Справа два обвалованных хранилища из быстровозводимых сборных конструкций, которые также относились к заправке ракет компонентами ракетного топлива.
У хранилищ в обваловке активно выкапывают останки коммуникаций.
Заглянем в одно из подземных хранилищ. Их на территории было четыре.
От ворот на въезде остались лишь проёмы.
Внутри пустота. На полу ещё проглядывается разметка под хранившиеся изделия.
Ещё одно хранилище. Здесь хранились ступени ракет.
Внутри также пустота.
Видимо корпус дезактивации техники заправки с четырьмя заездами с двух сторон.
Внутри также пусто.
Гаражи автохозяйства практически все уже снесены.
Так что идём дальше к подземным сооружениям.
Вероятно бывшее хранилище компонентов ракетного топлива.
После ухода ракетчиков его использовали как склад связи другие войска.
Зал имеет перепад. Внизу остались следы ложементов от топливных ёмкостей.
По территории валяются засохшие противогазы ПМГ "Нерехта" и противогазы ракетчика.
Вдали виднеется ещё одно хранилище.
И останки бывших боксов.
Это хранилище нетипично и имело раздвижные железобетонные створки как у самолётных укрытий на аэродромах. Судя по расположению на территории - либо это выпотрошенное хранилище компонентов ракетного топлива, либо ещё одно хранилище ступеней ракет.
Судя по оставшимся следам, они использовались в качестве внешней стены хранилища, а между ними были установлены обычные ворота. Хотя возможно когда-то они всё же были работоспособными и двигались.
Бывший монтажно-испытательный корпус, где производили обслуживание и подготовку ступеней ракет перед выдачей на позицию.
Сейчас его занимают рабочие, которые рекультивируют территорию, так что внутрь мы не попали, так что на этом всё.
Ну а про новую "6-ю площадку" ТРБ с учебной шахтой вы можете почитать в нашем отдельном посте.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.