Заброшенная техническая ракетная база РВСН "Алфавит-6": как готовили к пуску МБР Р-16У

Мне всегда было интересно, как обеспечивалась боевая готовность ракетных войск в советское время. Оказывается, в каждом позиционном районе дивизий РВСН существовали особые объекты — технические ракетные базы (ТРБ). Их задача была сложной и ответственной: принимать ракеты, а также тренировать личный состав всем необходимым операциям — от сборки и заправки до установки на боевые стартовые позиции. Такие базы были штучным товаром, их строили нечасто, обычно по одной на несколько ракетных полков.

Зачем нужны были эти базы?

Дело в том, что межконтинентальные баллистические ракеты первого поколения, к которым относилась и Р-16У, имели существенный недостаток: их нельзя было долго хранить в заправленном состоянии. Топливные компоненты были слишком агрессивны. Поэтому ракеты держали в укрытиях или шахтах с пустыми баками. Чтобы привести их в боевую готовность, требовались часы слаженной работы многих специалистов. Для отработки этих сложнейших процедур и были созданы технические ракетные базы — своего рода учебные полигоны в непосредственной близости от реальных полков.

История площадки "Алфавит-6"

Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями от посещения одной такой базы — старой «6-й площадки» 2513-й технической ракетной базы (войсковая часть 05204), известной под позывным «Алфавит-6». Её построили в начале 1960-х годов для подготовки расчётов полков 47-й ракетной дивизии РВСН, которые стояли на вооружении ракетами Р-16У.

Судьба этого места типична для многих объектов того времени. После того как в 1977 году ракеты Р-16У сняли с дежурства, жизнь на базе не остановилась. Всего в 600 метрах построили новую, современную площадку для работы с более новыми ракетами УР-100К. А старую, «алфавитовскую», переоборудовали и использовали как вспомогательный объект.

Когда в 1992 году расформировали все ракетные полки 47-й дивизии, территорию передали другим воинским частям. Они занимали её примерно до начала 2000-х годов.

Сейчас здесь уже несколько лет идёт рекультивация — возвращение земли в безопасное состояние. Местность постепенно меняет свой облик.

Что осталось от былого величия?

Главный въезд на территорию сегодня — это лишь воспоминание о прошлом. Никаких ворот, контрольно-пропускной пункт полностью разрушен.

Хотя кое-где ещё угадываются очертания прежних периметров, когда-то надёжно окружавших секретный объект.

Когда-то сюда прямо по железнодорожной ветке доставляли ступени грозных ракет. Здесь их разгружали, проверяли, хранили и готовили к отправке на боевые позиции. Именно тут, в условиях, максимально приближённых к реальным, экипажи отрабатывали до автоматизма все этапы: заправку токсичным топливом, сборку «изделия» и его установку на стартовый стол.

Для обеспечения этих сложных процессов требовалась целая армия специальной техники: мощные тягачи, установщики, краны, транспортеры, топливовозы и заправщики. Работали различные инженерные группы и отделения регламентного обслуживания. Всему этому хозяйству тоже нужны были укрытия и помещения.

Работы по рекультивации идут активно. Слева виден лишь остов одного из двух гаражей, где когда-то стояли заправщики. Справа — два обвалованных хранилища, собранные из быстровозводимых конструкций. Они, судя по всему, были частью системы заправки ракет топливными компонентами.

Вокруг этих хранилищ сейчас активно раскапывают землю, извлекая остатки старых коммуникаций — трубопроводов и кабелей.

Внутри подземных убежищ

Давайте заглянем в одно из подземных хранилищ. Всего их на территории было четыре.

От массивных ворот остались лишь проёмы в бетоне.

Внутри — пустота и тишина. Только на полу кое-где ещё видна разметка, указывающая, где когда-то лежали «изделия» — секции ракет.

А вот ещё одно хранилище. Судя по конструкции, здесь могли храниться сами ступени ракет.

И здесь та же картина: голые стены и пустое пространство.

Это сооружение, вероятно, было корпусом для дезактивации заправочной техники. Об этом говорят четыре заезда с двух сторон.

Внутри тоже ничего не осталось.

Гаражные боксы для автомобильного хозяйства почти все уже снесены бульдозерами.

Поэтому идём дальше, к более капитальным подземным сооружениям.

Это, скорее всего, было хранилище для компонентов ракетного топлива — высокотоксичных веществ, требующих особых условий.

После ухода ракетчиков другие войска приспособили его под склад средств связи — видимо, толщина стен и удалённость от всего сыграли свою роль.

Внутри зал сделан с перепадом уровня. В нижней части до сих пор видны следы от ложементов — специальных опор, на которых стояли ёмкости с топливом.

По территории разбросаны мрачные артефакты прошлого — засохшие противогазы ПМГ «Нерехта» и специальные противогазы ракетчика, напоминающие о постоянной опасности работы с токсичным топливом.

Вдалеке виднеется ещё одно массивное хранилище.

И груда бетонных обломков — всё, что осталось от бывших боксов для техники.

Уникальное сооружение

А это хранилище — особое. Оно нетипично для таких объектов и оснащалось раздвижными железобетонными створками, похожими на те, что ставили на аэродромах для укрытия самолётов. Судя по его расположению в глубине территории, здесь могли хранить либо компоненты топлива, либо, что тоже вероятно, ступени ракет.

По оставшимся следам можно предположить, что массивные створки в итоге использовали просто как часть стены, а проём закрывали обычными воротами. Хотя, кто знает, возможно, когда-то этот сложный механизм был исправен и действительно двигался.

А вот это здание — бывший монтажно-испытательный корпус, сердце базы. Именно здесь проводили финальное обслуживание и подготовку ступеней ракет перед тем, как отправить их на боевую позицию.

Сейчас его занимают рабочие, ведущие рекультивацию, поэтому попасть внутрь не удалось. На этом наша небольшая экскурсия подошла к концу.

Если вам интересна история этих мест, то про новую «6-ю площадку» той же технической ракетной базы, но уже с учебной шахтой для ракет УР-100К, можно почитать в нашем отдельном материале.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.