Припять — это город-призрак, уникальное место, застывшее во времени после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из-за радиоактивных выбросов, отравивших огромные территории, люди были вынуждены спешно покинуть свои дома, оставив практически всё нажитое имущество. Среди брошенных вещей были и автомобили, которые на долгие годы остались в гаражах. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной заглянуть в эти заброшенные гаражные кооперативы и увидеть, что от них осталось спустя десятилетия.
Гаражный кооператив за городом
Наш путь лежит к одному из гаражных кооперативов, расположенному на окраине, за пределами жилых кварталов и знаменитого завода «Юпитер». Это место впечатляет своими масштабами — здесь, за высоким кирпичным забором, разместилось не менее двух сотен боксов. Что особенно важно, уровень радиации здесь значительно ниже, чем в другом известном кооперативе возле городского кладбища, который находится гораздо ближе к эпицентру аварии. Это значит, что машины, хранившиеся здесь, изначально подверглись меньшему загрязнению.
Территория кооператива напоминает небольшой городок со своими «улицами». Интересно, что некоторые секции так и не были достроены — город Припять активно развивался и рос вплоть до рокового дня 26 апреля 1986 года. В тот день жизнь города оборвалась, а его жители в одночасье потеряли не только кров, но и всё своё имущество: от автомобилей и мотоциклов до велосипедов и даже лодок.
Судьба брошенного транспорта
Сразу после аварии некоторым жителям всё же удалось выехать из города на личных автомобилях. Однако вскоре последовало распоряжение советских властей — все машины, покинувшие зону, должны были быть возвращены. Причина была суровой и простой: транспорт был сильно заражён радиацией («фонил»), и его нахождение за пределами зоны отчуждения представляло серьёзную угрозу для здоровья людей.
Весь транспорт, оставшийся в гаражах, позже был изъят. Часть машин отправили на специальные кладбища техники, другие же использовали для рабочих нужд, но исключительно в пределах Чернобыльской зоны. Каждое такое транспортное средство получало специальную маркировку — отметку «зона», которая навсегда запрещала ему покидать загрязнённую территорию.
По некоторым данным, всем, кто потерял своё имущество из-за катастрофы, государство выплатило денежную компенсацию. Теоретически, припятчане могли получить средства на покупку нового автомобиля или мотоцикла, а также новое жильё. Конечно, никакие деньги не могли заменить родной город, друзей и привычный уклад жизни, разрушенный в один миг.
Что можно найти сегодня
Сейчас все гаражные ворота распахнуты, но внутри уже не найти целых машин. Всё, что осталось, — это разрозненные детали и части автомобилей. Например, неподалёку от гаражей можно обнаружить корпус микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия» — некогда популярной и массовой модели 80-х годов. Эти микроавтобусы, выпускавшиеся с 1976 по 1997 год, широко использовались как служебный транспорт, «скорая помощь» и маршрутки. Со временем в странах бывшего СССР их вытеснили более современные модели, такие как «Газель».
Вокруг гаражей разбросано множество вещей, которые когда-то хранились в этих просторных боксах. По всему видно, что уже после эвакуации людей здесь кипела работа. Вероятно, ликвидаторы последствий аварии ремонтировали технику или разбирали на запчасти машины, брошенные жителями.
У самых ворот валяются останки автомобилей. Дозиметр здесь показывает небольшое, но всё же превышение радиационного фона, напоминая о том, что это место до сих пор хранит следы прошлой катастрофы.
Видеоматериалы
Видео «Заброшенные гаражи в Припяти и что там осталось в наши дни»:
Видео «Заброшенные гаражи Припяти и радиоактивное кладбище села Семиходы»
Этот сталк по Чернобыльской зоне отчуждения проведёт вас по улицам Припяти и покажет заброшенные гаражи, где когда-то ремонтировались и хранились автомобили жителей города. Также в маршрут входит посещение радиоактивного кладбища техники в селе Семиходы. Практически на протяжении всей съёмки в кадре работает дозиметр-радиометр Терра МКС-05, показывая реальные уровни радиации.
