На берегу реки Сок раскинулся целый подземный мир — заброшенные штольни, протянувшиеся на многие километры. Общая площадь всех ходов и ответвлений, включая те, что находятся в аварийном состоянии, превышает 210 тысяч квадратных метров. Хотя значительная часть системы считается опасной из-за возможных обвалов, многие участки до сих пор сохраняют устойчивость и открыты для исследователей.
История, начатая заключенными
История этого места богата событиями и заслуживает отдельного подробного рассказа, но вкратце отмечу: первые упоминания о штольнях относятся к маю 1940 года. Тогда здесь трудились в основном заключенные Особстроя НКВД, пробивая породу буровзрывным способом.
Изначально здесь добывали доломит, а после войны переключились на щебень. Со временем от подземной добычи отказались, перейдя к открытому карьеру, и штольни постепенно забылись. Часть входов обрушилась, и система оказалась законсервированной на долгие годы.
Второе открытие и неожиданные находки
Как спелеологический объект эти пещеры заново открыли самарские исследователи в начале 1990-х. С тех пор поток любопытствующих только рос. Вместе с ними в штольнях стали появляться артефакты, которых изначально там быть не могло.
Например, подвесной мост через несуществующую реку или гигантская рукотворная паутина. Эти удивительные для заброшенных горных выработок объекты имеют простое объяснение — они стали результатом неуёмной фантазии и энергии посетителей.
Точно неизвестно, кто именно и когда построил эти сооружения. По обрывочным данным, часть создали участники самарского спелеоклуба, а другие — московские диггеры (такие как Ваня Стоун, Геенка и другие). Если у вас есть более точная информация, делитесь в комментариях.
Подземные лагеря и экспонаты для удивления
Многие постройки имели практическое значение и служили подземными базовыми лагерями (ПБЛ), став популярными местами сбора энтузиастов со всей страны. Один из таких лагерей, украшенный разнообразными «трофеями», вы видите на фото ниже.
А некоторые объекты создавались исключительно для того, чтобы поразить воображение гостей. Например, вагонетка с отрезком рельсов, подвешенная к потолку на цепях.
Материалом для многих построек послужили деревянные крепи и остатки рудничной инфраструктуры, которые в изобилии встречаются в штольнях. Несмотря на доступность, здесь до сих пор можно найти любопытные артефакты: фрагменты вагонеток, мотовозов и узкоколейки.
Вот такое уникальное место есть под Самарой. Вход в систему можно найти на популярных картах. Рекомендую к посещению, но не забудьте убрать за собой мусор и отметить своё присутствие в специальном журнале.
Серия материалов: #urbexrussia (заброшенные места России)
