Подземное приключение: исследование заброшенной вентиляционной системы

История моего знакомства с этим местом началась в детстве. Когда я был маленьким и ходил с мамой через лес к железнодорожной станции, мое внимание всегда привлекало странное бетонное сооружение, одиноко стоявшее среди деревьев. Его крышу украшали металлические жалюзи. Сейчас, став взрослым, я ежедневно прохожу этим же лесным маршрутом на работу и обратно. С годами здание постепенно разрушалось, а его стены покрывались слоями граффити. Однажды я заметил, что часть железных жалюзи была выломана, и это событие вновь разожгло мое давнее любопытство.

Увлечение, которое привело под землю

Став совершеннолетним, я открыл для себя мир сталкерства и урбанистических исследований. Меня потянуло к заброшенным объектам: заводам, пионерлагерям, зданиям и, особенно, к подземным сооружениям вроде убежищ гражданской обороны. Поэтому, обнаружив пролом в шахте, я просто не мог устоять перед соблазном заглянуть внутрь.

Отверстие находилось довольно высоко. Без специального снаряжения — лестницы или веревки — попасть туда было невозможно. Я позвал на помощь друга, и рано утром, вооружившись альпинистским оборудованием, мы отправились в лес на свою первую вылазку.

Закрепив веревку за прочную железную перекладину, мы без особых трудностей спустились в темный проем.

В первой галерее нам открылось несколько интересных видов. Делимся с вами этими кадрами!

Сразу за жалюзи нас встретила покрытая ржавчиной лестница, ведущая вниз к металлической сетке. Скорее всего, эта перегородка была установлена для защиты от падения крупного мусора или обломков бетона с верхних уровней.

Продравшись под решеткой, мы оказались в длинном изогнутом тоннеле высотой примерно три метра. Влажный воздух, стены, выкрашенные в синий цвет, — все это создавало особую атмосферу. Никаких признаков кабельного коллектора или теплотрассы мы не обнаружили. Судя по всему, этот подземный ход служил вентиляционной шахтой для одного из крупных заводов, расположенных неподалеку.

Путь в неизвестность

Один из ответвлений тоннеля упирался в железную решетку, за которой виднелся ржавый герметичный затвор. Дальше пути не было, поэтому мы повернули назад. Блуждание по темным, извивающимся, словно змея, коммуникациям начинало нагнетать легкую тревогу. Но мы с напарником, подавив волнение, решили двигаться вперед и прошли почти километр в полной неизвестности.

Вскоре мы наткнулись на странный перепад высот. Дальше тоннель шел вверх и сужался до метра в ширину. Слева зияла приоткрытая дверь, ведущая на поверхность. Туда мы не пошли — как выяснилось, мы уже незаметно для себя вышли на территорию действующего предприятия. Получать «по шапке» от охраны в наши планы явно не входило.

Примерно через сто метров проход снова стал узким. Теперь приходилось буквально ползти на животе. Перед этим участком виднелись следы недавнего ремонта, а над головой шли две трубы с горячей водой, от которых в тоннеле стало заметно теплее.

Сердце системы

Ползти пришлось недолго. Уже через сотню метров мы оказались в вентиляционной камере, очень похожей на ту, с которой начали свой путь. Прямо перед нами была герметичная дверь, которая, к нашему удивлению, оказалась открытой. Слева виднелся разобранный вентилятор — видимо, именно он когда-то создавал здесь мощную воздушную тягу.

За дверью располагалось помещение с огромными зелеными «улитками» — циклонами, которые давно не работали. Электрический щиток был вскрыт, а медные детали с него сняты. Стало понятно, почему вся эта система вышла из строя.

Из комнаты с циклонами мы попали в подвал какого-то здания. Там горел свет, и в ряд стояли мощные вентиляторы. Трубы и коммуникации выглядели относительно новыми, видимо, их периодически обслуживали. А вот сами вентиляторы, судя по закисшим подшипникам и слою коррозии на электродвигателях, давно бездействовали.

Перед вентиляторами в потолке зияли несколько вентиляционных шахт — через них когда-то и поступал воздух. Вентиляторы же гнали этот воздушный поток в ту самую систему, по которой мы только что прошли.

Мы обратили внимание на сетку, встроенную в потолок. На ней лежала целая гора мусора: в основном окурки и фантики. Эта сетка, видимо, служила дополнительной защитой для механизмов. Судя по всему, воздушные потоки здесь когда-то были очень мощными.

Из-за сильных воздушных потоков на решетках налипла металлическая пыль. Она слежалась, как грязь, и создавала очень необычный, почти инопланетный пейзаж.

Возвращение

Попасть за решетку нам не удалось, да и внутри стало как-то не по себе. Не хотелось неожиданно столкнуться под землей с сотрудником, обслуживающим трубы или кабели. Поэтому мы с товарищем, полностью удовлетворив свой интерес, решили повернуть назад. Эта вылазка оставила у нас массу впечатлений.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько всего удивительного скрыто от наших глаз прямо под ногами, в подземном мире?

Фотоматериал Александра Сашенкова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.