Заброшенная техника в Припяти: радиоактивное наследие Чернобыля

Когда я гуляю по улицам покинутого города Припять, меня всегда поражает количество оставленной техники и транспорта. Эти железные свидетели остались здесь после завершения основных работ по ликвидации последствий той страшной аварии на Чернобыльской АЭС. Среди заросших деревьями проспектов можно обнаружить и личные транспортные средства бывших жителей, которые были вынуждены бросить всё в день эвакуации. Однако есть одна суровая реальность, которую нельзя игнорировать — каждый из этих объектов загрязнён радионуклидами, и прикасаться к ним опасно для жизни.

Осколки прошлой жизни

Практически вся техника, которую я здесь встречаю, частично разобрана. Чаще всего от машин остаются лишь ржавые корпуса, а всё ценное — двигатели, агрегаты, приборы — давно снято. Как-то раз почти в центре города мы наткнулись на мопед «Рига», который явно принадлежал одному из припятчан. Забрать его с собой в качестве мрачного сувенира нам, конечно, не разрешили — уровень радиации был слишком высок. Мой дозиметр показывал около 200-300 микрорентген в час, что в 10-12 раз превышает безопасную норму.

Кладбище ликвидационной техники

На окраинах Припяти картина становится ещё более масштабной. Там сосредоточено огромное количество разобранной спецтехники, в основном той, что использовалась во время работ по дезактивации. Это объяснимо: после эвакуации населения вплоть до 1998 года в городе базировались организации, занимавшиеся очисткой территории от радиации.

Однажды, углубившись в лес у города, мы совершенно неожиданно обнаружили настоящего железного гиганта. Что это за машина, как вы думаете? Мне кажется, это техника для укладки дорожного покрытия. Её радиационный фон тоже зашкаливал — примерно 300 мкР/ч, что в 12 раз выше нормы.

Клеймо «ЗОНА»

Весь транспорт, который эксплуатировался для специальных задач в Чернобыльской зоне отчуждения, обязательно маркировался знаком «ЗОНА». Эта метка была своеобразным приговором: машина навсегда теряла право покидать пределы ЧЗО и после выработки ресурса подлежала обязательному захоронению на специальных полигонах.

Один такой экземпляр с клеймом уже десятки лет ржавеет в кустах на улице Заводской. Интересно, что эта машина, в отличие от многих других, не «фонит» — мой дозиметр показывал фоновые значения в пределах нормы.

От неё, как и от большинства, осталась лишь кабина — кузов и все навесные элементы давно срезали.

Неожиданные находки

Ещё одним сюрпризом в припятском лесу стала вот такая лодка. Это находка кажется особенно странной, ведь до ближайшего крупного водоёма отсюда очень далеко. Возможно, её не успели довезти до пункта назначения или же спрятали «на потом», а потом просто забыли.

Заброшенный парк ПМК

В своём видео «Брошенная радиоактивная техника в Припяти 2018» я показываю, как мы исследуем заросшие территории Припятской передвижной механизированной колонны (ПМК). Там, на охраняемой территории до сих пор действующего предприятия, сохранился целый парк заброшенной радиоактивной техники: инженерные машины разграждения (ИМР), военные грузовики, мотоциклы, легковушки, прицепы и целые свалки деталей. Радиационный фон здесь превышен в 8-12 раз. Это мини-кладбище техники стоит здесь уже больше четверти века, с момента завершения ликвидационных работ. Сейчас это место, на мой взгляд, даже интереснее, чем печально известное кладбище техники в Рассохе. Сохранилась подобная техника и на пункте захоронения радиоактивных отходов «Буряковка». Мы обязательно скоро туда наведаемся и тоже снимем об этом материал.