Всего в сотне метров от морского побережья стоит старый советский железнодорожный вокзал, который с первого взгляда легко можно принять за дореволюционную постройку — одну из тех изящных резиденций, что принадлежали русской аристократии.
Архитектура Советского Союза в период до кончины Иосифа Сталина действительно сохраняла преемственность и переняла множество характерных черт у зодчества Российской Империи. Это был своеобразный мост между эпохами.
Однако после ухода «Вождя Народов» и отказа от так называемых «архитектурных излишеств» возводить здания в духе неоклассицизма практически перестали. Им на смену пришли новые, более аскетичные формы. Но к тому моменту уже успели построить немало того, что я лично считаю ценным архитектурным наследием советской эпохи.
История станции: от расцвета до забвения
Заброшенная станция, о которой пойдет речь, открыла свои двери для первых пассажиров в 1943 году. До сих пор удивляет тот факт, что в разгар тяжелейшей войны нашлись ресурсы и силы, чтобы достроить столь изящное, «мирное» и монументальное сооружение.
Многие десятилетия именно этот вокзал служил главными железнодорожными воротами города Гагра. Ситуация изменилась лишь после того, как в Новой Гагре возвели новое, более просторное здание вокзала. После этого старая станция, носившая имя «Гагра-Пассажирская», была понижена в статусе до простого остановочного пункта «Гагра-Павильон».
Станция была однопутной, а в 1956 году её электрифицировали. Сегодня поезда по этой ветке еще ходят, но здесь они больше не останавливаются. Все 700 метров платформы густо заросли травой и кустарником, а их состояние можно охарактеризовать как плачевное.
Былое величие и нынешний упадок
А вот так выглядел остановочный пункт Гагрыпш в свои лучшие, советские годы!
И так он выглядит сегодня! Честно говоря, подобного уровня разрушения и запустения я не встречал уже очень давно. Даже на фоне других заброшенных вокзалов Абхазии этот выделяется особенно мрачным, удручающим видом. Восстановить его будет невероятно сложной задачей.
Еще шесть архивных снимков в слайдере-галерее показывают, каким вокзал был во времена СССР. К сожалению, мне не удалось разыскать старые фотографии интерьеров, но даже в таком формате «было — стало» контраст получается разительным и наглядно иллюстрирует общую степень запущенности и здания, и прилегающей территории.
Детали, которые стоит рассмотреть
В рамках своего фотопроекта, посвященного заброшенным железнодорожным вокзалам Абхазии, я стараюсь уделять внимание архитектурным деталям. Чтобы не перегружать основной пост, часть фотографий я разместил в отдельной галерее.
Если вам интересно рассмотреть эти «детальки» поближе — просто листайте слайдер ниже.
На этом мой рассказ завершен, спасибо, что уделили внимание! Возможно, активное развитие железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией смогло бы вдохнуть новую жизнь в эти прекрасные, но забытые здания. Однако без достаточного пассажиропотока они, увы, обречены медленно, но верно превращаться в живописные руины…
Спецпроект: #заброшенные вокзалы абхазии
