Путешествуя по Абхазии из Сухума в сторону Очамчиры, примерно на середине пути вы встретите мост через реку Кодор. Если, не доезжая до него, свернуть к морю и пройти несколько сотен метров вниз по течению, можно наткнуться на удивительное зрелище: десятки старых железнодорожных вагонов, частично зарытых в крупную гальку, лежат прямо на берегу. Это место выглядит одновременно заброшенным и загадочным.
В рамках моего проекта, посвящённого судьбе железных дорог в Абхазии, я хочу поделиться историей этого необычного инженерного решения, которое нашло своё применение в новых реалиях.
Если посмотреть на старые фотографии, видно, что изначально списанные вагоны были установлены в определённом порядке. Однако со временем мощные потоки реки Кодор, особенно в половодье, изрядно потрепали эту конструкцию. Часть вагонов сместилась, другие почти полностью скрылись под наносами песка, камней и речного мусора.
Нестандартная защита от воды
Как вы, наверное, уже поняли, эти вагоны — вовсе не хлам, а своеобразные берегоукрепительные сооружения. Вместе с насыпной дамбой они образуют барьер, который защищает небольшой посёлок на берегу от разрушительных весенних паводков реки Кодор. Это пример импровизации, рождённой необходимостью.
Откуда взялись эти вагоны?
История их появления здесь напрямую связана с историей самого региона. После распада Советского Союза и последовавшего грузино-абхазского конфликта жизнь здесь сильно изменилась. Население сократилось вдвое, а некогда оживлённый туристический поток сошёл на нет. Сегодня железнодорожное сообщение существует только с Россией, а пути, ведущие в Грузию, давно разобраны.
Всё это привело к тому, что огромный парк железнодорожной техники, доставшийся в наследство от СССР, оказался попросту не нужен. Многие локомотивы и вагоны были пущены на металлолом, но часть нашла вот такое неожиданное применение, обретя вторую жизнь в качестве защитного сооружения.
Кому-то такое использование техники может показаться странным или даже диким. Однако, если подумать, это куда лучше, чем бесцельно ржаветь на запасных путях или отправиться под пресс. Здесь вагоны приносят реальную пользу, защищая дома людей от стихии.
На этом мой рассказ подходит к концу. Спасибо, что уделили внимание! Надеюсь, эти немного постапокалиптические кадры с вагонами на берегу сумели передать особую атмосферу места, а сама история их появления здесь показалась вам интересной.
Абхазия, долина реки Кодор, 2019 год.
