Если ехать из Сухума, в Очамчиру, то примерно на половине пути будет мост через реку Кодор. Если свернуть в сторону моря не доезжая до моста и пройти несколько сотен метров вниз по течению реки можно найти довольно странное место, здесь, закопанные в крупную гальку, лежат десятки заброшенных железнодорожных вагонов...
Продолжая путешествие по стране и специальный проект посвященный судьбе железных дорог в Абхазии, мне хотелось бы рассказать про это крайне необычное и интересное место.
Обратите внимание на фотографию выше, изначально, все списанные железнодорожные вагоны были установлены данным образом, но мощные потоки воды переставили часть вагоны, а некоторые и вовсе, оказались почти полностью занесенными речным песком, камнями и мусором.
Как вы уже могли догадаться, брошенные железнодорожные вагоны выполняют роль берегоукрепительных сооружений. Вместе с насыпной дамбой, они защищают небольшой населенный пункт на берегу реки от полноводной по весне реке Кодор.
Так откуда взялись заброшенные железнодорожные вагоны?
После развала Советского Союза, вспыхнувшего затем грузино-абхазского конфликта, население региона уменьшилось в два раза, а туристический поток снизился в несколько раз по сравнению с тем, что был в советские годы. В настоящий момент пассажирское и грузовое сообщение существует только между Абхазией и Россией, а железнодорожные пути в сторону Грузии и вовсе демонтированные.
Всё это в значительной степени сказалось на том, что большая часть доставшегося в наследство от СССР парка железнодорожной техники оказалась невостребованной… Многие вагоны и локомотивы были утилизированы на металлолом, а некоторые пустили на подобные нужды.
Кому-то может показаться диким, такое использование техники, но в сравнении с тем, чтобы ржаветь на рельсах или отправиться на переплавку, такое применением вагонам кажется уместным.
На этом всё, спасибо за внимание! Надеюсь постапокалиптические фотографии брошенных на берегу вагонов сумели передать нужное настроение, а сам интересный факт показался вам занимательным.
Абхазия, долина реки Кодор, 2019 год.