Хочу поделиться историей про один уникальный вездеход. Год назад мои друзья приобрели ГТ-СМ, сняв его с консервации. Эта машина, на мой взгляд, не имеет прямых аналогов в мире — настоящая легенда, которая десятилетиями помогала осваивать нефтяные месторождения, пробивалась сквозь непроходимые болота и доставляла грузы и геологов в самые отдалённые уголки для разведки.
Многие слышали расхожую байку про поговорку, которую якобы сочинили американцы: «Чего только не придумают русские, лишь бы не строить дороги». В этой шутке есть доля правды, но не вся. Наша страна необъятна, и прокладывать полноценные дороги в тундру — дело крайне затратное, да и поток транспорта там невелик. Однако иногда добраться до этих дальних рубежей всё же необходимо. Вот тогда-то советские инженеры, славящиеся своим нестандартным подходом, и создали для покорения абсолютного бездорожья ГТ-СМ, также известный как ГАЗ-71.
Этот вездеход обладает удивительными способностями: он умеет плавать, отличается простотой в обслуживании и официально может перевозить до тонны груза. Хотя, уверен, на практике его нагружали и больше, не особо задумываясь о формальных ограничениях.
Конструкция, проверенная временем
Конструкторы не стали изобретать велосипед. В СССР уже вовсю выпускался грузовик ГАЗ-66, поэтому на ГТ-СМ установили проверенные агрегаты от него: двигатель, раздаточную коробку и четырёхступенчатую коробку передач.
Такой прагматичный подход обеспечил вездеходу невероятно высокую ремонтопригодность. Военные части, где всегда можно было найти запчасти, были разбросаны по всей стране, что делало обслуживание машины относительно простой задачей.
Покупка и печальная участь одного экземпляра
Сегодня купить ГТ-СМ не проблема, цены варьируются очень сильно. Машина в хорошем состоянии может стоить от 2,5 миллионов рублей, а совсем «убитый» экземпляр — от 300 тысяч и даже дешевле. Есть вариант приобрести вездеход прямо с военной консервации, но это отдельная история со своими сложностями.
Тот самый ГТ-СМ (ГАЗ-71), что вы видите на фотографиях, был куплен за 450 тысяч. Машина изначально была не на ходу. Её привезли и оставили на открытом месте. Потом сменился владелец, а новому хозяину вездеход оказался не очень-то и нужен. Так он и простоял долгие годы, постепенно покрываясь ржавчиной и приходя в упадок.
Попытки восстановления и главные трудности
Сейчас у машины появился новый собственник, который горит желанием вернуть её к жизни. Но восстановление — удовольствие далеко не из дешёвых.
Основная проблема даже не столько в деньгах, сколько в кадрах. Сложно найти механиков, которые действительно знают и понимают устройство этой специфической машины. Пока находятся те, кто умеет на ней ездить, или те, кто может обслужить двигатель, но комплексных специалистов, способных на полноценную реставрацию, — единицы.
Из-за этого работы по восстановлению пока откладываются на неопределённый срок. Внутри, конечно, картина грустная — следы долгого простоя и запустения налицо. Но сама конструкция машины настолько живуча, что, при наличии знаний, энтузиазма и ресурсов, её вполне можно вернуть в строй.
Так что история этого ГТ-СМ пока не закончена. Есть надежда, что когда-нибудь этот железный покоритель бездорожья снова заурчит двигателем. Вот такая получилась история.
